Автоматизированый контроль качества знаний

Минин М. Г.

Институт инженерной педагогики ТПУ, г. Томск

В рамках происходящей в настоящее время модернизации системы образования вводится ряд способов дифференцированного обучения и его элементов. Дифференцированное обучение предполагает собой внесение изменений не только в содержание учебных предметов, но и в цели обучения, так как в традиционном учебно-воспитательном процессе постановка цели расплывчата и неопределенна. Вследствие углубляющейся дифференциации целей и содержания образования необходимо изменять и традиционную систему критериев оценки качества подготовки студентов. Поэтому основным условием реализации новой идеологии управления является наличие эффективной системы образовательного мониторинга, ориентированный на систематическую диагностику и оценку конечных результатов образовательной деятельности. Такой подход открывает широкие возможности для внедрения личностно-ориентированных моделей образования.

Диагностика должна удовлетворять следующие требованиям:

1. надежность;

2. функциональная и содержательная валидность.

Содержательная валидность включает все основные понятия данного курса. Функциональная валидность - в какой мере достигнуты намеченные цели учебно-воспитательного процесса. Любая поставленная цель должна быть диагностична, а если есть надежный способ убедиться в достижении поставленных целей, то на основании этого можно судить об эффективности выбранных методов и приемов, внося какие либо коррективы. Таким стандартизированным средством диагностики является тестирование на основе компьютерных технологий, помогающее перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и контроля.

Тест должен содержать задания возрастающей сложности, которые позволят качественно оценить структуру знания и эффективно измерить их уровень. Тестовый контроль предполагает краткость ответа и его формализацию. Основные преимущества тестирования: объективность, оперативность, действенность, возможность тренинга, индивидуального подхода, многократность проверки, технологичность, что позволяет автоматизировать диагностику, обрабатывать и накапливать статистические данные. Несмотря на то, что содержательная валидность теста выше, чем любая другая форма диагностики, все же содержание образования всегда шире тестовых заданий. В данном случае можно использовать взаимозаменяемость, т. к. многие знания, умения и навыки связаны между собой. В тесте следует обратить внимание на оптимизацию содержания - 8-10 вопросов. Как известно, существует два типа вопросов при тестировании: элективные (с выбором ответа) и инветивные (со свободным ответом по определенному алгоритму). Более эффективно использовать инветивные, так как элективные задания наравне с положительными сторонами имеют и отрицательные: диагностируют только репродуктивную деятельность; практически не пригодны для проверки предметов гуманитарного цикла; способствуют механическому заучиванию; высок процент угадывания правильного ответа. Авторы большинства тестов выбирают элективную форму заданий, т.к. проверку такой формы оперативно можно провести без применения программных средств, что значительно снижает эффективность разработок.

Многолетний опыт создания и конструирования автоматизированных диагностических систем показал их высокую надежность, продуктивность, адаптацию к школьным условиям. Так программное средство ”EduCont++” предназначено для контроля знаний студентов курсу химии. Диагностика знаний осуществляется путем тестирования учащихся специальными индивидуальными заданиями. Тесты разработаны на базе синтеза новейших педагогических технологий:

- модели полного усвоения - теория дифференцированного разноуровневого подхода;

- методики разработки и конструирования тестов (Аванесов, Татур, Радионов, Thorndike, Hagen, Rasch, Cattell и др.)

Задания составлены в виде тематических контрольных работ. Каждый тест - система вопросов возрастающей трудности. Критерии трудности - уровни требований к знаниям учащихся и возрастающие уровни учебной деятельности. Вопросы группируются в блоки, которые определяются выбранными учебными целями.

Формирование индивидуальных контрольных работ, которые раздаются студентам, осуществляется с помощью двух специальных программ. Случайным образом программы из базы вопросов формирует для каждого ученика контрольную работу по заданной теме. Причем количество блоков в теме может быть от 1 до 5, по желанию педагога.

Программы осуществляют оперативную проверку индивидуальных контрольных работ учащихся, оформляет в виде таблиц и графиков результаты тестирования с диагностикой затруднений и ошибок, а также хранит результаты каждого тестирования на магнитных носителях.

Система заданий является открытой и пользователь, по своему усмотрению, может ее изменить, дополнить, а также заменить ее для осуществления контроля знаний по другим дисциплинам, соблюдая все требования инструкции.

Хостинг от uCoz