Роль спецкурса в подготовке будущих учителей к работе с дезадаптированными подростками

Кириллова В. А.

УГПИ, г. Уссурийск

Современная развивающаяся школа требует новых подходов к подготовке будущих учителей в системе высшего педагогического образования. Кризисное состояние сегодняшнего общества негативно влияет на подростков, наблюдается рост антиобщественных действий, присущих подростку. Школа нуждается в таких учителях, которые могли бы противостоять всему негативному, происходящему в обществе, могли бы оказать помощь подросткам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. Для успешной подготовки студентов к работе с дезадаптированными подростками нами была разработана программа спецкурса “Социально-педагогическая работа будущих учителей с дезадаптированными подростками”. Предлагаемый курс предназначается для чтения студентам третьего курса.

Данный спецкурс является одной из важных форм учебной подготовки будущих учителей к работе с дезадаптированными подростками. Этот спецкурс включается в расписание занятий групп отдельных факультетов. Его цель состоит в том, чтобы расширить и углубить знания в системе специальной подготовки будущих учителей, дать им наиболее цельное представление о дезадаптированных подростках, определить пути воспитательной работы в условиях общеобразовательной школы, кратко ознакомить студентов с историей этого вопроса, дать общую психолого-педагогическую характеристику дезадаптированным подросткам.

Программой спецкурса предусматривается и практическое ознакомление будущих учителей с постановкой воспитательной работы с дезадаптированными подростками в общеобразовательных школах, комиссиях и инспекциях по делам несовершеннолетних, центра социальной реабилитации детей.

Предлагаемое нами содержание спецкурса излагается следующим образом. На первом лекционном занятии мы делаем краткий обзор научно-педагогической литературы о причинах появления детей с отклонениями в поведении. Анализируя основные причины дезадаптации несовершеннолетних, а также проблемы их преодоления, намечаем наиболее вероятные пути воспитательной работы с учащимися общеобразовательных школ.

Второе занятие было посвящено общей психолого-педагогической характеристике дезадаптированных подростков. Мы даем более расширенное представление понятий “трудный”, “трудновоспитуемый”, “педагогически запущенный”, “девиантный”, “делинквентный”, “дезадаптированный”, разграничения и взаимосвязь указанных понятий. Кратко останавливаемся на соотношении социальных и биологических факторов в развитии личности. Обращаем внимание на основные компоненты, характеризующие личность дезадаптированного подростка – ее доминирующую направленность, особенности характера. Акцентируем внимание на характере потребностей, степени их выраженности и способах удовлетворения, интересах, наклонностях, отношении к учебе, труду, учителям, родителям, сверстникам.

Тема третьего занятия связана с содержанием и методикой учебно-воспитательной работы с дезадаптированными подростками. Будущие учителя знакомятся с возможными предпосылками проведения эффективной работы с дезадаптированными подростками в условиях школы. Конкретизируется роль учителя и школы, их взаимосвязь с комиссией и инспекцией по делам несовершеннолетних.

Тема четвертого занятия посвящена медико-педагогическим проблемам изучения воспитания дезадаптированных подростков. Были определены факторы, способствующие возникновению невротических состояний у дезадаптированных подростков; характер приобретенных и наследственных заболеваний; влияние алкоголя родителей на развитие ребенка. Мы акцентируем внимание будущих учителей на проблемах профилактики негативных явлений у подростков. Подробно рассматриваем вопросы совместной работы учителя, врача, социального педагога, психолога по ранней диагностике дезадаптации подростков.

На последнем лекционном занятии рассматриваем вопросы взаимодействия общеобразовательных школ в работе с дезадаптированными подростками со всеми заинтересованными воспитательно-профилактическими организациями.

Мы знакомим будущих учителей со способами совместной деятельности школы, семьи и специальных организаций в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, стремимся показать важность координации всех воспитательно-профилактических сил. Рассматриваем специфику работы комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, спецшколы для правонарушителей, детских домов с их посещением.

Затем мы проводим семинарские занятия, обмениваемся мнениями по данной проблеме, заранее запланировав небольшие сообщения и выступления студентов. По наиболее сложным и противоречивым вопросам проводим дискуссии. Затем проводится зачет по данному спецкурсу. Нами была разработана тематика вопросов.

Кроме того, содержание данного спецкурса предусматривает написание студенческих рефератов по работе с дезадаптированными подростками. На одном из семинарских занятий проводится краткое обсуждение представленных рефератов и защита их ведущих положений.

Наряду с учебными формами, используемыми при подготовке будущих учителей к работе с дезадаптированными подростками, нами используется и такая значимая, с нашей точки зрения, форма их внеучебной подготовки как поздравления детей детского дома с различными праздниками.

Изучение данного спецкурса будет способствовать подготовке студентов к работе с дезадаптированными подростками.

Хостинг от uCoz