В. И. Бессонова, Т. И. Акимова, И. В. Григорьева
Дальневосточный госуниверситет, ИХПЭ, г. Владивосток
Cистема университетского химического образования требует применения таких технологий обучения, которые обеспечивают глубину и интенсивность освоения материала дисциплин профессионального блока. В их реализации большое значение имеет разработка форм и методов контроля текущей и итоговой успеваемости студентов.
Формы и методы контроля успеваемости студентов по химическим дисциплинам зависят от вида занятий, объема часов курсов и графика их проведения, качественного состава студенческих групп.
В институте химии и прикладной экологии ДВГУ наиболее распространенной является рейтинговая система контроля знаний студентов. При ее использовании материал учебной дисциплины разбивается на 5-7 блоков (в зависимости от общего объема). Для каждого блока разрабатывается система индивидуальных заданий, которая совместно с лекционными и лабораторно-практическими занятиями помогает студенту представить материал в логической последовательности и взаимосвязи, использовать его для решения практических задач, помогает студенту на каждом этапе расширять и углублять знания. Индивидуальные задания включают как обязательную сумму знаний, так и носят разноуравневый характер, требующий активного владения материалом. Самостоятельные индивидуальные задания сдаются (или защищаются перед аудиторией) в установленные сроки.
По каждому блоку учебного материала проводятся коллоквиумы и семинарские занятия, планы которых включают рассмотрение наиболее важных и самых сложных вопросов. Контрольные работы проводятся по текущему материалу по отдельным разделам, и обобщающая контрольная работа включает материал всего блока.
Для контроля знаний конкретного материала разработаны тестовые задания на бумажных и электронных носителях.
Для методического обеспечения контроля знаний по рейтинговой системе на кафедрах изданы соответствующие учебно-методические пособия, имеются типовые наборы из вопросов, задач, упражнений, контрольных работ, перечня основных понятий, которые должны быть усвоены студентом в ходе обучения.
Суммарная оценка знаний по рейтинговой системе выражается в баллах и влияет на итоговую оценку знаний по изучаемой дисциплине.
Из других форм контроля текущих знаний студентов применяются: принятие допуска к выполнению лабораторных работ в виде тестов или контрольных вопросов, включающих химический смысл проводимого эксперимента, аппаратурное оформление и ход выполнения эксперимента, написание уравнений реакций, расчетные формулы. По дисциплинам, для которых объем лекционного курса мал, а семинарские занятия не предусмотрены учебным планом, удобной формой контроля за усвоением материала и самостоятельной работой студентов является проведение мини-контрольных работ (10-15 мин) во время лекции или текущих консультаций.
Важную роль в контроле текущих знаний играют написание рефератов по обобщающим темам, предметные олимпиады и проверка остаточных знаний студентов.
Перспективным методом контроля текущей успеваемости студентов по химическим дисциплинам может быть применение экспертных компьютерных систем при условии достаточной технической оснащенности.
В последнее время, к сожалению, наблюдается тенденция к снижению качества знаний по химии у выпускников школ. В связи с этим считаем целесообразным введение промежуточных экзаменов по объемным (или “трудным”) курсам химических дисциплин (например, по курсу “Неорганическая химия”) для более быстрой адаптации студентов к требованиям университетского химического образования и развития самооценки знаний.