Организация текущего контроля знаний по химическим дисциплинам

В. И. Бессонова, Т. И. Акимова, И. В. Григорьева

Дальневосточный госуниверситет, ИХПЭ, г. Владивосток

Cистема университетского химического образования требует применения таких технологий обучения, которые обеспечивают глубину и интенсивность освоения материала дисциплин профессионального блока. В их реализации большое значение имеет разработка форм и методов контроля текущей и итоговой успеваемости студентов.

Формы и методы контроля успеваемости студентов по химическим дисциплинам зависят от вида занятий, объема часов курсов и графика их проведения, качественного состава студенческих групп.

В институте химии и прикладной экологии ДВГУ наиболее распространенной является рейтинговая система контроля знаний студентов. При ее использовании материал учебной дисциплины разбивается на 5-7 блоков (в зависимости от общего объема). Для каждого блока разрабатывается система индивидуальных заданий, которая совместно с лекционными и лабораторно-практическими занятиями помогает студенту представить материал в логической последовательности и взаимосвязи, использовать его для решения практических задач, помогает студенту на каждом этапе расширять и углублять знания. Индивидуальные задания включают как обязательную сумму знаний, так и носят разноуравневый характер, требующий активного владения материалом. Самостоятельные индивидуальные задания сдаются (или защищаются перед аудиторией) в установленные сроки.

По каждому блоку учебного материала проводятся коллоквиумы и семинарские занятия, планы которых включают рассмотрение наиболее важных и самых сложных вопросов. Контрольные работы проводятся по текущему материалу по отдельным разделам, и обобщающая контрольная работа включает материал всего блока.

Для контроля знаний конкретного материала разработаны тестовые задания на бумажных и электронных носителях.

Для методического обеспечения контроля знаний по рейтинговой системе на кафедрах изданы соответствующие учебно-методические пособия, имеются типовые наборы из вопросов, задач, упражнений, контрольных работ, перечня основных понятий, которые должны быть усвоены студентом в ходе обучения.

Суммарная оценка знаний по рейтинговой системе выражается в баллах и влияет на итоговую оценку знаний по изучаемой дисциплине.

Из других форм контроля текущих знаний студентов применяются: принятие допуска к выполнению лабораторных работ в виде тестов или контрольных вопросов, включающих химический смысл проводимого эксперимента, аппаратурное оформление и ход выполнения эксперимента, написание уравнений реакций, расчетные формулы. По дисциплинам, для которых объем лекционного курса мал, а семинарские занятия не предусмотрены учебным планом, удобной формой контроля за усвоением материала и самостоятельной работой студентов является проведение мини-контрольных работ (10-15 мин) во время лекции или текущих консультаций.

Важную роль в контроле текущих знаний играют написание рефератов по обобщающим темам, предметные олимпиады и проверка остаточных знаний студентов.

Перспективным методом контроля текущей успеваемости студентов по химическим дисциплинам может быть применение экспертных компьютерных систем при условии достаточной технической оснащенности.

В последнее время, к сожалению, наблюдается тенденция к снижению качества знаний по химии у выпускников школ. В связи с этим считаем целесообразным введение промежуточных экзаменов по объемным (или “трудным”) курсам химических дисциплин (например, по курсу “Неорганическая химия”) для более быстрой адаптации студентов к требованиям университетского химического образования и развития самооценки знаний.

Хостинг от uCoz