Дидактические особенности инженерного экологического образования в высшей школе на современном этапе

Грамм-Осипова В. Н., Арефьева О. Д.

Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток

Обучение по специальностям экологического профиля в вузах основано на временных Государственных образовательных стандартах по направлениям.

Подготовкой инженерных экологических кадров занимаются и технические вузы, и классические университеты. Особенностью подготовки инженерных экологических кадров является то, что образование не сводится к анализу негативных последствий хозяйственной деятельности человека. Подготовка строится на понимании взаимоотношений между природой и обществом. Важнейшим требованием подготовки инженеров-экологов является системность образования. Основными особенностями подготовки инженерных экологических кадров являются:

В настоящей работе исследованы дидактические особенности инженерного экологического образования по специальности “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”.

Современная инженерная экологическая подготовка учитывает региональные особенности природопользования, которые включены в дисциплины регионального и вузовского компонентов учебного плана.

Социально-экономические, естественнонаучные, математические, гуманитарные дисциплины составляют базу для подготовки специалиста. Экологические знания, умения навыки формируются на основе общепрофессиональных и специальных дисциплин. Особенностью этих циклов дисциплин является междисциплинарность. Анализ их содержания и собственная разработка авторских курсов позволила выделить основные направления подготовки будущих специалистов:

Разнообразие в подготовке определяется требованиями, предъявляемыми к выпускникам вуза по специальности и видами профессиональной деятельности. Наиболее обширным и неоднородным по содержанию является природоохранное направление. В нем присутствуют прикладные, мировоззренческие и управленческие дисциплины.

Таким образом, можно видеть, что современное инженерное экологическое образование дидактически сложное: оно включает естественно-научные, общественноисторические, гуманитарные и технические знания. Поэтому в основе методологии лежит концепция устойчивого развития и глобальный подход.

Хостинг от uCoz