Обеспечение качества подготовки выпускника по специальности “Химия” в Дальневосточном государственном университете

А. А. Капустина

Дальневосточный государственный университет, Институт химии и прикладной экологии, г. Владивосток

Понятие качество включает комплекс признаков, характеризующих овладение системой знаний, умений и навыков.

Важнейшим показателем качества подготовки специалиста является умение применять знания на практике. Для реализации этого умения в государственном образовательном стандарте специальности предусмотрен достаточно большой объем практических занятий, учебная, производственная и предквалификационная практики. Задачей преподавателей, работающих со студентами на практикумах, руководителей практик, является не столько повторение и закрепление материала лекций, сколько обучение студентов применению этих знаний в конкретной ситуации, а также выработка у них экспериментальных умений и навыков. Методические пособия и указания, разработанные преподавателями факультета, содержат не только описания работ, которые должны выполнить студенты, но и проблемные задания, активизирующие познавательную деятельность студентов.

Знакомство с концептуальной базой и экспериментальными методами современной химии, обеспеченное высоким уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава и наличием современного приборного парка, является одним из залогов хорошего качества подготовки специалистов.

Одним из показателей качества подготовки химика является знание и умение пользоваться литературой, знакомство с главными идеями и тенденциями своей области, умение отбирать, классифицировать и анализировать поток информации, приобретать новые знания самостоятельно.

Поиску информации, работе с литературой уделяется большое внимание во всех общепрофессиональных и специальных курсах. Так, например, в курсе органической химии введен специальный раздел “литературный синтез”, требующий от студента поиска заданной информации с использованием различных источников. Кроме того, в рабочий учебный план введена дисциплина “Информационная культура химика”.

В научно-методическом плане при оценке качества специалиста уделяется внимание его умению выделять основное и существенное, логической связности и обоснованности в изложении учебного материала. Эти умения и навыки вырабатываются у студентов в процессе текущего контроля при допуске их к лабораторным работам, сдаче отчетов по выполненным практическим заданиям, сдаче коллоквиумов, при подготовке к семинарам.

Показателем качества является и формирование у выпускника определенной школы научного мышления, включающей наличие навыка научного и профессионального наблюдения, умение определять цели и задачи исследования и находить пути их рационального решения и многое другое.

На химическом факультете сформировались и успешно действуют научные школы по органической химии, физической химии, химии элементоорганических соединений, аналитической химии. Приобщение студентов к научным школам происходит при выполнении курсовых и дипломных работ, которые всегда носят исследовательский характер. Элементы исследований введены в практикумы по спецкурсам, большая часть которых построена по индивидуальному методу.

В организационном направлении понятие качество включает умение организовать свой повседневный труд, умение оценивать объект своей будущей деятельности как систему. Специфика химии, как науки, необходимость четкого выполнения всех методик, соблюдение правил техники безопасности, продолжительность практикумов, многие из которых идут в течение 5-6 часов, все это способствует выработке дисциплинированности, умения планировать эксперимент, рабочий день.

Все показатели качества подготовки специалиста формируются на протяжении всего периода обучения в университете. В конечном итоге, выпускник химического факультета имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций, методически и психологически готов к работе над междисциплинарными проектами.

Литература

Государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 011000 - Химия. – М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000.

Хостинг от uCoz