Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов

О. В. Петунин

Прокопьевский филиал Кемеровского государственного университета

Насущной потребностью сегодняшнего дня стало, на наш взгляд, формирование познавательной самостоятельности личности, что возможно только при смене приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого студента с учетом его особенностей и возможностей.

На основе анализа научной литературы, изучения особенностей процесса обучения студентов и проведенных исследований мы рассматриваем познавательную самостоятельность как качество личности, проявляющееся у обучающихся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения различных проблем.

Принципиальной научной базой нашего исследования явилась концепция активного развивающего обучения. Согласно этой концепции овладение знаниями и способами деятельности является средством формирования личности и, в первую очередь, такого важного ее качества как познавательная самостоятельность. Поскольку по своей структуре познавательная деятельность есть решение последовательно возникающих перед человеком задач, то и обучение можно рассматривать как систему таких задач. Отсюда следует, что все содержание изучаемой темы, раздела или курса в целом можно построить как последовательность познавательных задач, посильно усложняющихся по содержанию, процессу выполнения и мере самостоятельности обучающихся. Это ведет к овладению студентами еще непознанным, к формированию новых способов деятельности, новых мыслительных и практических операций и приемов, то есть к определенному сдвигу в развитии, к поднятию обучающихся на более высокую ступень познания.

Концепция активного развивающего обучения выдвигает на первый план деятельности педагога в особой организации всего процесса обучения по достижению поставленных целей. Для исследования нами брался, главным образом, содержательно-операционная сторона познавательной самостоятельности, сущность которой в значительной ст6епени предопределяется содержанием учебного материала, его структурой и логикой изложения в учебных программах и пособиях.

Задача выявления условий целенаправленного формирования познавательной самостоятельности студентов была решена нами на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализа опыта работы и экспериментального исследования учебного процесса вуза.

Условия успешного формирования познавательной самостоятельности студентов до сих пор еще недостаточно исследованы в педагогике. Мы пытались выявить наиболее важные, на наш взгляд, дидактические условия, создание которых способствует глубокому и осмысленному усвоению студентами основ знаний, овладению способами познавательной деятельности, навыками работы с книгой и применения полученных знаний.

К ним мы отнесли:

  1. Активность студентов в обучении. Мы склонны считать активность как качество деятельности обучаемых, которое в наибольшей мере проявляется при овладении научными знаниями в ходе специально организованной управляемой познавательной деятельности и самостоятельной работы студентов. Познавательная активность обучаемых стимулировалась нами через избирательную актуализацию усвоенных знаний и способов деятельности, что вело к включению механизмов самостоятельного мышления студента, что и создавало благоприятные условия для формирования познавательной самостоятельности.

  2. Сочетание репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности студентов, поочередную смену одной деятельности другой. В основе этого условия лежит воспроизводящий и творческий характер усвоения студентами знаний и методов познавательной деятельности. Соотношение между этими компонентами познавательной деятельности такого, что воспроизводящие процессы выступают по отношению к творческим, с одной стороны, как основания, а с другой – как их следствие. По-нашему мнению, в познавательной деятельности студентов во всех формах учебных занятий должны разумно сочетаться воспроизводящие и творческие процессы – репродуктивная и продуктивная деятельность, положительно влияющие на эмоциональное состояние и работоспособность студентов. А это, в свою очередь, создает благоприятные условия для усвоения знаний и способов деятельности и применения их в различных ситуациях, то есть в конечном счете, для формирования познавательной самостоятельности студентов.

Рассмотренные выше дидактические условия, найденные нами в процессе теоретического и экспериментального исследования, являются, по нашему мнению, основными, наиболее существенно влияющими на формирование познавательной самостоятельности студентов и могут быть использованы при изучении широкого круга учебных дисциплин.

Хостинг от uCoz