Особенности и принципы формирования содержания высшего педагогического образования

Т. Н. Шурухина

кафедра педагогики УГПИ, г. Уссурийск

Образование, и в первую очередь, высшее педагогическое, напрямую связано с развитием общества, которое сегодня переживает не легкие времена, однако именно образование способно стать фундаментом в становлении подлинно демократического и правового государства. В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” подчеркивается: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за свою страну”. Стоит подчеркнуть, что таких людей могут взрастить и воспитать, дать достойное им образование учителя нового гуманитарного типа, обладающие целостным педагогическим сознанием.

Высшее педагогическое образование долгое время ориентировано на социальную “заостренность” молодого специалиста, его способность формировать, в будущем, подрастающее поколение, “готовить” для страны всесторонне развитого ребенка. Однако сегодня изменились целевые ориентации в обществе, и высшее педагогическое образование не имеет права обходить проблему изменчивости мира, устаревания привычных форм, методов деятельности, преодоления стереотипов мышления.

Как известно, до сих пор, в содержании современного педагогического образования господствует предметно-методическая парадигма. Общество получает учителя-предметника, работающего в рамках классно-урочной системы, но не умеющего оказывать влияние на процессы духовного становления ребенка. Вопрос о содержании высшего педагогического образования, в свете модернизации российского образования, является в настоящий момент одним из самых актуальных.

В дидактике существует несколько представлений о содержании образования. Одно из определений рассматривает содержание образования как педагогически адаптированные основы наук. Эта концепция направлена на приобщение человека к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в открытом обществе. Фактически человек выступает здесь как “производительная сила”, задача которой состоит в том, чтобы как можно больше усвоить. Это сциентическая точка зрения, которая абсолютизирует роль науки в системе человеческой культуры.

Другое определение содержания образования представляет его как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены. Предполагается, что обладание ЗУН позволит человеку адекватно жить и действовать внутри существующей социальной культуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он обладал по возможности обширным кругом знаний и умел их применять. В этом случае требования к содержанию образования соответствующие: необходимо передать подрастающему поколению ЗУН по математике, физике, языкам и другим учебным предметам.

Однако этого на самом деле недостаточно. То, что называют личностно-ориентированным образованием требует отказа от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащихся, ориентацию на всестороннее развитие, проблемное обучение, внимание к философскому осмыслению окружающего мира. Культурологическая концепция содержания образования, соответствующая установкам гуманистического мышления рассматривает его как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по своей структуре человеческой культуре (И. К. Журавлев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А. В. Хуторской).

В соответствии с данной концепцией содержание образования состоит из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности (знания); опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления (умения и навыки): опыта творческой деятельности (решение проблемных ситуаций); опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений. Эти элементы составляют структуру содержания образования и связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для последующего. Например, умения формируются на основе знаний, а творческая деятельность предполагает наличие знаний, умений и навыков в области творчества.

Все перечисленные компоненты содержания образования выполняют разные функции в развитии личности. Однако еще И. Я. Лернер и И. К. Журавлев отмечали особый характер четвертого компонента содержания образования или опыта эмоционально-ценностного отношения к миру и подчеркивали, что именно четвертый компонент должен быть первым, так как переживание предвосхищает действие. Бесспорно, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, как компоненты образования главным образом и должны определять воспитывающий характер обучения б будущего учителя. Способом и условием их усвоения является переживание, осмысление и принятие ценностей общественного и индивидуального педагогического сознания, ценностей педагогической деятельности, педагогической культуры.

На основе анализа основных тенденций обновления профессиональной подготовки учителей (О. А. Абдуллина, В. А. Болотов, Е. И. Исаев, И. А. Колесникова, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайденко и др.), прогностической модели общего образования И. Я. Лернера и И. К. Журавлева, культурологического и компетентстного подхода к формированию содержания образовательных стандартов (В. В. Краевский, А. В. Хуторской) мы считаем, что в основу профессионально-педагогической подготовки могут быть положены следующие принципы: культуросообразность, аутентичность, субъектность и полифоничность.

1. Принцип культуросообразности. Этот принцип проявляется во-первых в том, что: культурное ядро образовательной системы должны составлять универсальные человеческие ценности, среди которых безусловной ценностью является человек, как носитель культуры. То есть у личности, вовлеченной в процесс образования, должно формироваться умение понимать и принимать “инокультурность” других людей, а для достижения этой цели сама личность будущего учителя должна нести в себе возможность существования разных культур. По сути человек должен жить в культуре (семьи, социальной группы, общества), проявляться в ней личностно, мыслить, оценивать, вырабатывать собственную точку зрения, делать выборы. Все это достижимо в диалоге, дискуссии, игровых формах обучения, через прочтение произведений литературы, публицистики и др.

2. Принцип аутентичности содержания педагогических дисциплин. Аутентичность как принцип педагогического образования означает следующее: человек должен судить о фактах культуры по самим фактам (а фактами в истории культуры являются прежде всего тексты и произведения искусства), а не по переложению их в учебнике. В первую очередь это касается преподавания курса “Философия и история образования”. Здесь, в первую очередь, следует говорить о необходимости формирования у студентов умений грамотно пользоваться всем накопленным аппаратом текстологии, к которому относятся: сравнительный анализ, структурный анализ, комментарии, аннотации, рецензии и т.д. Таким образом мы позволим будущему педагогу самостоятельно, освободившись от идеологии, восходить к истине, осваивать “опыт сознания”.

Во-вторых, в ходе преподавания педагогических дисциплин необходимо подчеркивать кардинальное различие между фактом и интерпретацией факта. Интерпретация по сути представляет собой определенную точку видения данной проблемы, факта, культурного явления в истории образования; определенного человека, живущего в то или иное время. В использовании интерпретаций есть одна большая опасность – нивелирование истины. Как только интерпретация начинает подаваться как истина, возникает возможность внедрения идеологии в само содержание образования. Если и происходит использование интерпретаций в содержании педагогического образования, то, по возможности, необходимо предоставлять возможность будущим учителям иметь представление о всей полноте их многообразия. Наряду с различением фактов и интерпретаций, будущего учителя необходимо учить находить различие между сущим и должным, между действительностью и оценкой. Очень важно научить студентов ощущать бесстрастную оценку событий, поступков и самим учиться оценивать и делать выборы согласно ценностным установкам индивидуального педагогического сознания.

3. Принцип субъектности в обучении. Данный принцип ориентирован на развитие личности в образовательном пространстве, на выявление и культивировании в каждом студенте его индивидуальных особенностей, личного педагогического кредо, индивидуального стиля педагогической деятельности. “Очеловечивание” образования начинается с личности учителя, так как осознать личностью другого можно, осознав личностью самого себя. Реализация данного принципа может способствовать реальному утверждению подлинно гуманистической педагогики, способной выполнить опережающую функцию в общественном развитии лишь тогда, когда предметом становится развитие человека как уникальной индивидуальности.

Данный принцип требует поиска таких технологий обучения, овладев которыми, будущий педагог сумел бы занять позицию субъекта обучения.

4. Принцип полифоничности в содержании образования. Этот принцип провозглашает приоритет полисубъектного образовательного пространства, в котором каждый участник образовательного процесса является носителем не одной социальной роли, а многих ролей, то есть, по сути, говоря словами С.Л.Рубинштейна, является “республикой субъектов”. Полифоничность внутреннего мира человека проявляется во внутренних диалогах, дискуссиях, борьбе мнений личности с самой собой, а так же в межсубъектном взаимодействии личности с другими.

Принцип полифоничности предполагает использование диалоговых форм в обучении. Применение диалога как формы обучения способствует гуманизации педагогического сознания, так как диалог предполагает уникальность субъектов и принципиальное равенство в процессе общения; вариативность точек зрения каждого из участников диалога; поиск истины, которая выходит за границы “предельного сознания” одной личности и рождается между субъектами, идущими к ней в процессе общения.

Принцип полифоничности предполагает использование идей прошлого в решении проблем современного образования. Изучая и проигрывая ситуации прошлого, человек становится более чутким к современным педагогическим ситуациям, проблемам.

В основу нашей прогностической модели была положена идея активного привлечения вненаучных форм познания в содержание профессионально-педагогической подготовки, ориентация студентов на осмысление, “проживание” педагогической культуры, где педагогическая культура представляет собой совокупный исторический опыт взаимодействия поколений в сфере образования.

Образование не должно давать будущим учителям готовых рецептов и ответов. Поиск собственных смыслов в образовании, личностное переживание, эмоционально-ценностное восприятие должны стать стержнем педагогического образования. Только пройдя такую подготовку и освоив такое содержание педагогического образования будущие учителя смогут реализовать важнейшие задачи воспитания, отраженные в “Концепции модернизации российского образования”, направленные на формирование у молодого поколения гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Хостинг от uCoz