Можаров М. С., Бойченко Г. Н.
Новокузнецкий государственный педагогический институт, г. Новокузнецк
Моделирование – общенаучный метод познания. В педагогической науке моделированию отводится важное место наряду с такими методами познания, как наблюдение и эксперимент. Но только моделирование вывело педагогические исследования на уровень общенаучной методологии.
Когнитивные технологии в последнее время получают все большее применение в сфере экономики, политики, социологии [3]. Под когнитивным подходом понимается решение традиционных для данной науки проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания.
С нашей точки зрения, весьма перспективным является использование достижений когнитологии в педагогических исследованиях. Когнитивные технологии позволяют на качественно новом уровне осуществлять системный анализ, синтез и моделирование педагогических систем [4].
Педагогическая система, как известно, представляет собой сложную непрерывно изменяющуюся социальную систему управления, “в которой профессионально или непрофессионально решаются успешно или неуспешно образовательно-воспитательные задачи” [6].
Можно определить четыре вида анализа педагогических систем:
морфологический – выделение элементов, из которых состоит педагогическая система;
структурный – выяснение внутренней организации педагогической системы, характера связей элементов и подсистем, системообразующих связей и отношений;
функциональный – раскрытие функций педагогической системы в целом и ее элементов, изучение механизма функционирования системы;
генетический – исследование становления, дальнейшего развития и преобразования педагогической системы.
По мнению Л. Ф. Спирина [6], педагогическая ситуация определяет объективное состояние педагогической системы в определенный момент времени. Поэтому исходным понятием в когнитивном моделировании педагогических систем является понятие когнитивной карты (модели) ситуации.
Когнитивная карта (модель) педагогической ситуации представляет собой знаковый ориентированный граф, в котором:
вершины соответствуют базисным факторам педагогической ситуации, в терминах которых описываются процессы в ситуации.
дуги, соединяющие пары вершин в графе, отображают наличие непосредственного влияния одного фактора на другой. Если это воздействие по характеру положительное (увеличивающее, усиливающее), то дуге приписывают знак “+”, если же воздействие отрицательное (уменьшающее, ослабляющее – знак “–” [2; 7].
Когнитивная карта педагогической ситуации адекватно и целостно отражает в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты педагогической системы в данный момент времени, позволяет получить информацию о ее прошлом, настоящем и будущем состоянии, возможностях и условиях построения, функционирования и развития [1; 5].
Когнитивное моделирование повышает эффективность следующих исследований:
проведение анализа сложных педагогических процессов, явлений, ситуаций, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми признаками;
прогнозирование развития отрасли знания, процессов обучения и воспитания и их взаимодействия с внешней средой;
определение и ранжирование по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие системы;
оценивание альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов.
Библиография
Бойченко Г. Н., Можаров М. С. Использование когнитивных карт для анализа и прогнозирования развития педагогических ситуаций // Психолого-педагогические аспекты внедрения информационных технологий в образовательный процесс / Сб. научн. трудов под ред. И. М. Бобко. – Новосибирск, 2001. – С. 22 – 31.
Бойченко Г. Н., Можаров М. С. Когнитивные карты и их применение как метод педагогического моделирования // Реализация образовательного стандарта подготовки учителей и технологические подходы к организации учебного процесса. Часть II. – Новокузнецк, Изд-во НГПИ, 2001. – С. 21 – 32.
Когнитивные исследования за рубежом / Под ред. В. М. Сергеева. – М.: Ин-т США и Канады АН СССР, 1990. – 150 с.
Можаров М. С. Педагогическое моделирование в рамках когнитивного подхода как метод структурного исследования педагогической деятельности // Педагог: Наука, технология, практика. – 1999. – № 2. – С. 54 – 57.
Можаров М. С., Бойченко Г. Н. Основы методологии описания и моделирования педагогических систем // Реализация образовательного стандарта подготовки учителей и технологические подходы к организации учебного процесса. Часть I. – Новокузнецк, Изд-во НГПИ, 2001. – С. 13-24.
Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) М., 1997. – 174 с.
Maruyama M. The Second Cybernetics: Deviation-Amplifing Mutual Causal Processes // Amer. Scientist. 1963. Vol. 51. P. 164 – 179.