Специфика экономического образования: вопрос актуализации

Бекасов А. Ю.

Кафедра экономической теории ДВГУ, г. Владивосток

Прежде всего, отметим специфику экономики как науки. Формально экономика как учебная дисциплина относится к разряду социальных наук, хотя в расчетной части экономика является наукой относительно точной (не уступающей другим точным наукам по применяемому мат. аппарату), дающей, если не единственно верный ответ, то несколько вероятных вариантов развития. Но с другой стороны, предметом исследования экономики являются отношения между людьми в процессе определенных экономических взаимодействий, т.е. проще говоря, экономика изучает специфическое поведение людей (как в группе, так и по отдельности).

Очевидно, что, по сути, в предмете экономики заложено противоречие: необходимо точно рассчитывать поведение людей, - иными словами, осуществить синтез психологии и математики. От успешного выполнение экономистами данной задачи зависит если не судьба человечества, то, по крайней мере, его достойное существование. Почему задачу экономиста не может решить психолог и математик в отдельности? Первый будет уходить от точного ответа: ни одна школа современной психологии не может дать точной модели поведения человека. Второй будет пытаться поставить вопрос в формальные рамки, но, к сожалению, поведение людей не описывается уравнениями, а тем более не предсказывается ими.

Напрашивается вывод, профессионал в области экономики должен обладать зачастую противоположными умениями. Это человек, способный сегодня создать модель адекватную текущей ситуации, а завтра, учитывая новые данные, сменить ее на обратную. Экономическое мышление - строгое мышление чуткое к переменам. Вот почему так много хороших психологов и математиков и так мало хороших экономистов! Хороший экономист – специалист, рекомендации которого действую в положительном направлении.

Сделаем небольшое, но необходимое отступление, необходимо отличать менеджера от экономиста. В России сложилась порочная практика смешивать бизнес- и экономические дисциплины. В чем же отличие? В уровне решаемых задач и подходе к их решению. К примеру, менеджеров интересуют вопросы оптимизации конкретного бизнеса (большей частью, его технической части), экономистов интересуют сами менеджеры, почему они выбирают тот или иной вид оптимизации. Неудивительно, что в США на одного экономиста приходится 10 менеджеров, - слишком сложно обучаться на “чистого” экономиста. На магистерских программах данное соотношение еще больше увеличивается в сторону менеджеров: экономикой в США занимаются действительно избранные.

На этом этапе мы разобрались со спецификой экономического знания, а также некоторыми качествами успешного экономиста. Будет процветать то общество, которое обладает достаточным количеством квалифицированных экономистов. Но как их создать? И кому создавать? Есть вариант: не надо создавать, это долго и дорого, а надо пригласить зарубежных экономистов для решения наших проблем. Есть возражение – будут проблемы с психологической составляющей успешного экономиста: сильная расчетная часть – отнюдь не гарантия успеха. Поясним, если расчетные навыки не зависят от места изучения экономики, то психологические наоборот.

Остается одно – готовить своих специалистов, обеспечивая высокий технический и психологический уровень подготовки. Как можно обеспечить данные уровни подготовки? В Российском экономическом образовании мало технических специалистов-экономистов высокого уровня, психологическая подготовка же понимается по-разному: одни “ударяются” в экономический “фольклор”, другие используют весьма спорные институциональные концепции (по сути, переделанный марксизм). В результате, получается как в известной басне Крылова. Экономика тем временем продолжает деградировать.

Наше точка зрения на проблему подготовки экономистов высокого уровня следующая: в учебном процессе необходимо глубокое сочетание психологической и технической подготовки. Наиболее оптимальной и доступной формой данного сочетания является актуализация полученных знаний. Что же это такое? В широком смысле, актуализация знаний – процесс закрепления полученных знаний на примерах действительности. В узком смысле под актуализацией знаний понимается методика, с помощью которой будущий экономист учится находить объяснение многообразным явлениям окружающей действительности, применяя теоретические знания, предварительно им полученные в курсе экономической теории.

Окружающая действительность – все, что составляет окружение студента, его семьи, знакомых. Это его дом, город, край, регион, страна, группы стран, мировая экономика, глобальное развитие планеты. Информация берется непосредственно из среды либо через СМИ. На данном этапе предполагается и критика источников информации (кому она выгодна, кто контролирует). При актуализации студенты быстрее понимают как ограниченность экономической теории, так и ее сильный аналитический потенциал. Формируется представление о тесной взаимосвязи экономики с другими социальными науками. Обогащается опыт через получение разнообразной информации. Тренируются навыки численной оценки проблемы, ее технической формализации и возможного решения в пределах обозначенной модели. Но самый главный плюс актуализации знаний – четкое закрепление материала в сочетании с осознанием ограниченности односторонних подходов к решению социально-экономических проблем. Актуализация формирует гибкость, адекватность, профессионализм, мотивирует студента к изучению экономики.

Хостинг от uCoz