Создание норм и форм для аттестации при дистанционном образовании – технологический элемент работы с содержанием образования

Шушпанова Л. С.

Директор учебных программ Открытого университета ДВГУ, г. Владивосток

Одной из основных мировых тенденций развития образования является переход от одного образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни.

Другой тенденцией является то, что заказчиком образования становится не государство, а другие субъекты, такие как, например, корпорации, предприятия, студенты. Заказчиком как в смысле оплаты обучения, так и в смысле планирования времени, темпа, технологии обучения, содержания образовательной программы.

В этой ситуации технологии открытого образования, в частности учеба по индивидуальному учебному плану с элементами дистанционных технологий, могут оказаться наиболее конкурентоспособными и востребованными.

В Открытом университете ДВГУ (ОУ ДВГУ) созданы элементы краевой системы открытого образования, а именно: сеть территориальных представительств, около ста авторских электронных учебных пособий, нормы организации учебного процесса и аттестации, разработаны должностные обязанности для новых в вузе педагогических позиций – руководитель учебной программы, территориальный методист.

Однако основой образовательного процесса вуза является организация учебной деятельности студента и, в частности, аттестации. И именно в этой части учебного процесса мы сталкиваемся с трудностями, причем с трудностями не технологического характера, а методического.

Один из основных принципов организации учебного процесса в ОУ ДВГУ заключается в том, чтобы предоставить студенту в любой точке края возможность учиться, не отрываясь от работы, не выезжая во Владивосток. Кроме того, мы, исходя в первую очередь из интересов студента, отказались от строго нормированной по времени сессии, т. е. студент должен иметь возможность сдать экзамен или зачет тогда, когда это ему удобно.

Широкий круг специальностей, большое количество представительств, круглогодичная аттестация исключают возможность устной очной сдачи экзамена преподавателю. Нам пришлось продумывать формы и нормы аттестации, обеспечивающие соблюдение наших принципов.

При “заочной” аттестации важно прописать, что и как должен выполнить студент, чтобы преподаватель мог его аттестовать, как освоившего дисциплину.

При создании первых электронных учебников в качестве основной формы обучения было принято самостоятельное изучения предмета по электронному учебнику, а в качестве основной формы аттестации было принято компьютерное тестирование. Лишь по математике оно дополнялось контрольными работами.

Но компьютерное тестирование в той форме, в какой оно применялось в ТИДОТ (Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий ДВГУ), позволяет оценить лишь знание студентом теоретической, понятийной части предмета. Оценка умения использовать эти знания и навыков их использования особенно в таких дисциплинах, как английский и другие языки, риторика, судебная речь, а также в дисциплинах требующих практических навыков – экономический анализ, программирование, бухгалтерский учет и многих других требует дополнительных форм аттестации.

Таким образом, возникает необходимость обустраивать дополнительные формы, как аттестации, так и организации учебной деятельности. Нуждаются в пересмотре и подходы к построению тестов.

В настоящее время студенты кроме тестов выполняют рефераты, контрольные работы в присутствии методиста, сдают устные и письменные зачеты и экзамены в присутствии методиста по индивидуальным билетам, высылаемым в день аттестации. Причем устные экзамены сдаются с записью ответа на магнитофон и последующим прослушиванием преподавателем. Кроме того, студенты выполняют домашние задания, составляют конспекты и выполняют иные задания преподавателей, позволяющие оценивать учебную деятельность студентов. Находятся в стадии разработки он-лайновые экзамены и зачеты, семинары-форумы.

Наиболее важным вопросом при выборе формы и нормы аттестации по учебной дисциплине становится конкретизация требований. Государственным стандартом нормируется только тематическое содержание дисциплины. Глубина освоения той или иной темы, приобретаемые умения и навыки должны нормироваться преподавателем и утверждаться выпускающей кафедрой исходя из преемственности учебных дисциплин и требований к специалисту. Только после формулирования таких норм можно продумывать соответствующие формы аттестации.

В течение последнего года в ОУ ДВГУ в техническое задание на разработку учебных пособий, являющееся приложением к договору с автором-разработчиком, включен пункт, требующий указания нормы и формы аттестации, разработано несколько примерных форм.

Наряду с этим в ходе переговоров с большим количеством преподавателей ДВГУ создающих компьютерные учебные пособия актуализируется проблема содержания учебных дисциплин не в части знаний, а в части умений и навыков, приобретаемых студентом при их изучении, и создаются новые формы аттестации.

И этот ресурс может и должен быть использован для методического совершенствования учебного процесса не только в дистанционном, но и в очном обучении.

Хостинг от uCoz