Игровые технологии в организации самостоятельной работы студентов

И. Н. Вольнов

ВФ РТА, г. Владивосток

Задача повышения качества обучения является одной из стратегических задач современного ВУЗа. Традиционный подход к совершенствованию учебной деятельности предлагает и реализует разнообразные методики проведения лекционных, семинарских и практических занятий с целью активизации обучаемого, стимулирования его мотивации, повышения степени восприятия учебного материала. Значительный резерв повышения качества процесса обучения связан с организацией самостоятельной работы студентов.

Современные информационные технологии предоставляют учителю мощный инструментарий, позволяющий проектировать и наполнить информационными ресурсами учебную инфосферу, а также описать характер взаимодействия с ней ученика и осуществлять мониторинг его учебных действий в ходе изучения различных учебных, методических и иных материалов в процессе самостоятельной работы. Данный вид учебной деятельности может носить как вспомогательный характер, обслуживая потребности аудиторной работы учителя, так и приобретать вполне самостоятельный характер на этапе реализации ВУЗом открытой образовательной платформы, в частности воплощаясь в технологиях дистанционного обучения.

Под учебной инфосферой понимается собой совокупность учебных информационных ресурсов. Таковыми могут являться учебники и курсы лекций, учебные и учебно-методические пособия, методики выполнения лабораторных, практических, курсовых работ, вопросники и тестовые задания, сборники задач и ситуаций, шаблоны и типовые рекомендации, а также любые иные информационные материалы, содержащие сведения, относящиеся к изучаемой дисциплине. Информационные ресурсы представлены как в традиционной форме (печатная, аудио- и видеокассеты), так и в виде электронных документов (текстовых, графических, мультимедийных). В рамках модели открытой платформы обучения с некоторой долей допущения как часть учебной инфосферы можно трактовать и информационные ресурсы Internet. Однако данный вид информационных источников отличается, как правило, невысоким качеством содержания и временной нестабильностью. Поэтому идеальной инфосредой является учебная интрасеть ВУЗа, которая может содержать ссылки на наиболее качественные интернет-ресурсы или их зеркала.

В методологическом плане использование обучаемыми ресурсов Internet сопряжено со значительными издержками. Возможность доступа к дополнительному информационному материалу обучаемый, нередко, трактует излишне прагматично и его учебная Internet-деятельность сводится к “тупой” компиляции информационных источников. Он не приобретает навыков поиска релевантной информации, зато может отучиться ее воспринимать избирательно и критично, самостоятельно и творчески мыслить. Поэтому в процессе организации самостоятельной работы преподаватель обязан учитывать эти негативные факторы и соответствующим образом корректировать линию поведения обучаемого.

Учебная интрасеть представляется подходящей платформой для реализации учебной инфосферы. Гипертекстовая среда имеет определенные преимущества в структурировании совокупности информационных источников. Одна из основных целей применения современных информационных технологий в учебном процессе заключается в активизации самостоятельной работы студентов. Ключевыми в данном направлении являются следующие аспекты. Во-первых, виртуализация общения как между учителем и учеником (в первую очередь на основе электронной почты), так и в обучаемой группе (виртуальные дискуссии в виде телеконференций, форумов и т.п.) расширяет возможности учебного взаимодействия. Во-вторых, портальные технологии становятся ключевым элементом организации информационного пространства, предоставляя централизованный, агрегированный доступ к учебным, методическим и иным материалам (в том числе к телеконференциям и спискам наиболее часто встречающихся вопросов).

Следующий, способный существенно повысить мотивацию обучаемого в современную информационную эпоху, шаг можно сделать в направлении внедрения игровых моделей в процесс обучения. Предлагается моделировать предметную область изучаемой дисциплины по типу компьютерных игр QWESTов. Задача преподавателя состоит в описании предмета изучаемой дисциплины в виде совокупности состояний, связанных отношением частичного порядка. Для каждого состояния требуется определить переходы, которые срабатывают при выполнении обучаемым тех или иных учебных действий. Таковыми могут быть выполнение индивидуального или творческого задания, прохождение теста, ответы на контрольные вопросы по теме, решение задачи, модельной ситуации.

Таким образом, процесс овладения некоторой совокупностью знаний и навыков в рамках выбранного учебного курса описывается в виде наборов последовательностей учебных состояний. Предлагаемая модель требует соответствующей программной поддержки, которая позволяет описывать состояния, связанные с ними учебные действия, переходы, а также вести мониторинг и статистику персонально и по учебной группе. Обучаемый должен пройти от некоторого начального состояния через промежуточные к одному из конечных состояний. Прогресс в обучении связан с повышением его рейтинга. Однако при совершении определенных ошибочных действий рейтинг можно понижать с соответствующим возвратом на уже преодоленные уровни для подтверждения своего статуса.

Представляется возможным связать с каждым состоянием определенные временные и иные ограничения. Превышение временных ограничений может приводить к понижению рейтинга обучаемого с санкции преподавателя.

Хостинг от uCoz