Дымов С. И.
Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, г. Владивосток
Использование плавания, как жизненно-необходимого навыка в профессии, в первую очередь сотрудника морской таможни, обуславливается особенностями профессиональной деятельности.
Учебная программа раздела по плаванию предполагает три периода:
- занятия плаванием в рамках программы - 24 часа (1,2 курс – осенне-зимний период, 3 курс – зимне-весенний)
- самостоятельная подготовка;
- летний восстановительный период, включающий активный отдых и занятия другими видами спорта;
Каждый период разбивается на несколько циклов (мезоциклы), включающих недельные микроциклы. Основные типы мезоциклов – общеподготовительный, базовый, соревновательный.
Общеподготовительный мезоцикл – повышение уровня разносторонней физической подготовленности и общей работоспособности преимущественно путем применения широкого круга упражнений на суше (занятия в зале, спортигры, круговая тренировка), оздоровление и закаливание. В занятиях на суше важное место занимают специальные упражнения, направленные на развитие гибкости, укрепление мышечных групп, принимающих непосредственное участие в гребковых движениях. Широко используются статические и динамические упражнения. В плавательной подготовке на этом этапе применяется главным образом плавание на технику по элементам (раздельная работа рук и ног, освоение дыхания, согласованная работа рук, ног и дыхания), равномерно-дистанционный метод плавания с умеренной интенсивностью.
Базовый мезоцикл – основное внимание уделяется овладению рациональной спортивной техникой, воспитанию общей и специальной выносливости, создание предпосылок для воспитания скоростных способностей. В одном недельном микроцикле объем плавательных упражнений распределяется поровну: кроль на груди, кроль на спине, брасс. Специальные комплексы технических упражнений в процессе тренировки группируются в серии с короткими отрезками с небольшим количеством повторений, например: 6-12 раз по15м.; 6-12 раз по15м. или 4 раза по 100м. С помощью подобных комплексов упражнений осваиваются основные элементы рациональной техники плавания. Затем в плавании на длинные и средние дистанции эти элементы закрепляются и совершенствуются в единстве с воспитанием общей выносливости, повышением экономичности движений рук и ног, освоением тактики равномерного плавания. Скоростные качества совершенствуются путем проплывания коротких отрезков в максимальном темпе с последующим полным восстановлением функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Соревновательный мезоцикл посвящен стартам (сдаче контрольных нормативов) и выступлению на соревнованиях. По мере приближения к сдаче контрольных нормативов (соревновательный период) в тренировку добавляются небольшие серии повторного плавания на спринтерских отрезках, а так же выполнение стартов и поворотов на отрезках 10-15 метров. Непосредственно перед стартом (за 1-2 недели) доля упражнений в спринте снижается. Продолжается совершенствование спортивной техники в “мягких“ тренировочных режимах.
Теоретические основы по технике плавания, строению и функциям организма, гигиене, режиму учебы и занятий в спорте, питания должны дополнять знания в этом виде спорта. Объективные данные для определения состояния занимающегося можно получить на сновании специальной функциональной пробы. В конце стандартной (для данного слушателя) разминки он проплывает 2 раза по 25 метров с толчка от бортика с максимальной скоростью (отдых 15сек). Сразу же после 2-й попытки подсчитывается частота сердечных сокращений (ЧСС) и продолжают подсчет до тех пор, пока ЧСС не придет в норму (перестанет изменяться).
Проба позволяет получить следующие показатели:
время; затраченное на проплывание 1-го и 2-го отрезков (физическая подготовленность);
ЧСС за первые 10сек. после второго упражнения (реакция организма на данный тест);
длительность возвращения ЧСС к норме (период восстановления).
Анализируя эти данные получают представление о состоянии физической подготовленности.
Контакт слушателя с преподавателем в процессе обучения и самоподготовки, совместный анализ данных дневника позволяет корректировать нагрузку слушателя индивидуально, давать ему рекомендации в зависимости выполненной работы, уровня физической подготовленности, по мере усвоения им программного материала и выполненной работы в процессе самостоятельных занятий.