Программное обеспечение плавательной подготовки слушателей таможенной академии

И. С. Сырвачева, Я. К. Якубовский

Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, г. Владивосток

На современном этапе развития общества особую значимость и актуальность приобретает проблема формирования физической культуры личности специалиста в процессе профессионального и послевузовского образования. Эффективность решения данной проблемы обусловлена качеством подбора и внедрения программно-содержательного обеспечения физкультурной деятельности слушателей.

На основе профессиографического анализа характера и условий труда специалистов-таможенников была разработана программа, обеспечивающая комплексное и целенаправленное воздействие на личность профессионала, которая отражает основное содержание курса “Физическая культура” студентов.

Необходимость внедрения прикладного плавания в учебный процесс слушателей таможенной академии обусловлена спецификой условий труда (морская таможня). Обучение плаванию проводится на 1-2-3 курсах всех факультетов в объеме 24 часов в год на каждом курсе.

На первом курсе плавание проводится как этап адаптации и обучения, на последующих курсах – как этап совершенствования, восстановления и послевузовского образования.

Обучение начинается с получения слушателями представления о необходимости и полезности плавательной подготовки, о технике и методике обучения плавания и ныряния в длину. Одновременно формируется понятие о значении саморегуляции двигательных действий.

Психомышечная тренировка включается в вводную часть на суше. В её содержание входят следующие элементы: силовые упражнения для мышц плечевого пояса, рук и ног; упражнения для растягивания и расслабления мышц, а также имитация движений рук и ног при плавании различными способами (кроль и брасс), активизация готовности к двигательной деятельности в воде.

В основной и заключительной части занятия в воде используются подготовительные упражнения и подвижные игры: эстафеты для развития быстроты, переключения внимания, упражнения для развития эмоциональной устойчивости; прыжки в воду с вышки и из различных исходных положений, проплывание под водой на дальность, в игровой форме и др. Все эти способности способствуют преодолению страха, воспитания смелости, решительности, стойкости, координации, развития и совершенствования специальных качеств (устойчивость к укачиванию и кислородному голоданию)

Содержание программного материала прикладного плавания составляют такие темы, как:

Учебные занятия по этому разделу программы осуществляются в форме теоретических, практических, методических и контрольных. На лекциях и семинарских занятиях сообщались основные сведения по истории, о влиянии плавания на организм, прикладное значение плавания, безопасность нахождения человека в условиях водной среды, оказание помощи на воде.

Практические занятия имеют целью изучение и совершенствование техники плавания способами кроль на груди и брасс, ныряния в длину и закрепление прикладного навыка плавания.

Методические занятия включают методику обучения техники работы рук и ног способами кроль и брасс, согласование движений с дыханием, использование физических упражнений при проведении методического занятия по обучению плаванию, основные положения безопасности на воде, оказание помощи пострадавшему при несчастных случаях.

Сдача зачетных нормативов по плаванию осуществляется в конце курса прикладного плавания по разработанных на каждом курсе зачетным требованиям.

Таким образом, основными требованиями разработки программно-содержательного обеспечения процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры у слушателей таможенной академии явились:

Хостинг от uCoz