Использование подвижных игр и эстафет в воспитании физических качеств слушателей

Тиосова Т. Н.

Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, г. Владивосток

В годы обучения в высших учебных заведениях интерес к физическим упражнениям и физическому совершенствованию у студентов занимает далеко не первое место в общей системе жизненных ценностей. Это говорит о недостаточном понимании роли физической культуры в жизни студентов.

Исходя из опыта педагогической деятельности в процессе физической подготовки слушателей таможенной академии, назрела необходимость в совершенствовании организации и методики проведения физических упражнений таким образом, чтобы занимающиеся могли выполнять предлагаемые им нагрузки на фоне удовольствия (активизировать положительные эмоции). Одним из таких средств являются подвижные игры и эстафеты, включаемые во все разделы физической подготовки.

Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Одновременно с этим в играх совершенствуются жизненно важные умения и двигательные навыки. В подвижных играх применяются разнообразные движения и действия (ходьба, бег, прыжки, различные метания, удары по мячу и многое другое).

Не менее важное значение приобретают игры с мелкими различными предметами. Упражнения с мячами, мешочками и другие, повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательных функций рук и пальцев

В подвижных играх и эстафетах способствующих развитию силы, используются упражнения: на преодоления собственного веса, вес отягощений, сопротивления противника. В таких играх используются предметы: набивные мячи, гантели, гимнастическая стенка, брусья, перекладина, упражнения с партнером, с резиновыми амортизаторами.

Можно использовать игры не требующие инвентаря, с различными перемещениями: в упоре лежа, в упоре сзади, с выпрыгиванием из низкого приседа и т.п. Полезно проводить игры и эстафеты с бегом по песку, по воде, по глубокому снегу, бег в гору. Примерные игры, преимущественно направленные на воспитание силы: "Бой петухов", "Тяни в круг", "Кто сильнее?", "Выталкивание из круга", "Регби на коленях" и т. д. Эстафеты с грузом: "Эстафета с переносом тяжестей" (набивные мячи, маты, гантели, партнер по команде), "Перенеси товарища", "Соревнование тачек" и т. д.

Физическое качество быстроты особенно хорошо развивается в подвижных играх, где сочетаются показатели качеств быстроты и быстроты двигательной реакции: "День и ночь", "Вызов номеров, "Наступление" и т.п. или передвижения в пространстве: " Падающая палка", " Стой!''. Поскольку упражнения для развития быстроты выполняются в околопредельном и предельном темпе, то им по характеру соответствуют игры с активным соревнованием двух сторон: "Охотники и утки", "Город за городом", "Борьба за мяч", "Русская лапта" и т. п. Эстафеты: "Эстафетный бег", "Гонка с выбыванием", "Звездная эстафета".

В подвижных играх на выносливость проявляется возможность организма обучаемых удерживать значительное напряжение и противодействовать утомлению. Применяются игры циклического характера: "Гонка с выбыванием", ''Сумей догнать". В других играх - продолжительные утомления не связаны с определенным ритмом, например игры с мячом: "Город за городом", "Борьба за мяч", "Мяч ловцу". Существуют игры, где сочетается развитие быстроты и выносливости при мышечной работе высокой интенсивности, например: "Русская лапта", "Ловля парами". Эстафета: "Гимнастический марафон". Существуют приемы, с помощью которых можно регулировать физическую нагрузку в игре, например: уменьшения количества игроков (при сохранении размеров площадки), увеличения продолжительности игрового времени, увеличения размеров площадки с сохранением состава игроков.

Разнообразие подвижных игр на быстроту и точность выполнения действий, равновесия и координацию способствуют воспитанию специальной ловкости, они развивают "чувство мышечных усилий, "чувство пространства", "чувство времени". В таких играх совершенствуются функции различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и своевременное (а следовательно и ловкое) выполнение движений, что несомненно является важным в профессиональной деятельности таможенника. Используются игры: "Два лагеря", "Попади в мяч", "Защита укрепления", "Удочка", "Перестрелка" и т. д. Эстафеты: "Кувырок с мячом", "С гимнастической палкой", "Со скакалкой", "Чехарда", "Метко в цель", "Передал - садись!".

Большое внимание для развития качества гибкости уделяется на учебных занятиях по рукопашному бою. Применяются следующие игры: "Тяни в круг", "Регби на коленях", "Не сойди с ковра", "Выталкивание в приседе". Необходимы борцу и игры с элементами акробатики: "Перекати-поле", "Кувырки и перекаты". Эстафеты: "Мостик и кошка", "Мяч в туннеле", "Палка за спину". Этой же цели служат игры с элементами силовой, борьбы, переносом груза (набивных мячей, игроков, чучел) например: "Сто ударов в минуту", "Похитить чучело", "Борьба в квадратах" и т. д. предшествовать соответствующая разминка (стретчинг, различные растяжки, кувырки и т. д.).

Подвижные игры и эстафеты используются во всех разделах физической подготовки слушателей таможенной академии.

Хостинг от uCoz