Педагогические аспекты проведения семинарских занятий по физике в военных вузах

Гужвенко Г. И.

Военный автомобильный институт, кафедра физики и химии, г. Рязань

Профессия "офицер" является одной из самых сложных профессий человеческого общества, т. к. требует от ее субъекта способности с высокой эффективностью решать задачи всех классов профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Реализация таких способностей требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов. Исходя из этих положений, возникла необходимость поиска наиболее эффективных форм проведения занятий по физике, способствующих выработке у курсантов необходимых качеств.

Классические формы занятий по физике в вузе (лекции, практические и лабораторные занятия) не всегда могут обеспечить быструю адаптацию курсантов к вузовской системе обучения. В конечном счете, по этой причине процесс обучения физике затрудняет обеспечение квалификационных качеств выпускников, определенных образовательным стандартом нового поколения.

Одним из направлений решения указанной проблемы является проводимый на кафедре физики ВАИ эксперимент по использованию семинарской формы занятий. В рамках эксперимента задаются педагогические цели, исследуются: содержание занятий; доля отводимого на них времени; методика проведения; сочетание с другими видами занятий. Педагогические цели являются центральной, стержневой категорией образования, призваны связывать воедино все основные компоненты учебно-воспитательного процесса. В нем цели обучения выступают в качестве исходного научного аппарата, с которого все преподаватели должны начинать подготовку к проведению любого вида занятия. Задать цели обучения - значит выявить и сформировать систему знаний, умений, навыков. Опираясь на базовые понятия педагогики, была выработана общая цель (обучение курсантов физике) и конкретная цель семинарских занятий.

Целью семинарских занятий является привитие курсантам твердых знаний по физике, подготовка их к будущей профессии военного инженера, педагога-командира. Цель достигается путем выработки у курсантов навыков самостоятельной работы с литературой, выделении физической сущности изучаемого вопроса, его военно-технического применения, грамотного составления докладов и последующего выступления перед взводом. Воспитание инженерного подхода к решаемой проблеме является приоритетом каждого занятия. Наряду с этим остается необходимость воспитывать у курсантов чувство гордости за отечественную науку, развивать инженерную мысль, побуждать курсантов к самостоятельной исследовательской и рационализаторской работе.

В содержание семинарских занятий вынесены вопросы программы, требующие конкретизации и углубления лекционного материала и вывода расчетных формул (например, электроемкости конденсаторов, сопротивления электрических цепей, характеристик элементарных частиц и т. д.).

Методика проведения семинарских занятий ориентирована на углубленное изучение материала; привитие курсантам навыков анализа учебной информации, активного участия и ведения дискуссии и умения аргументировано излагать и отстаивать свое мнение. Особенности методики проведения семинаров связаны с возможностью использовать более активные формы обучения курсантов, усилить роль самостоятельной работы, оперативно управлять и контролировать познавательную деятельность курсантов; с большей эффективностью использовать наглядные пособия и демонстрационные установки.

В начале каждого семестра курсантам выдается развернутый план семинарских занятий с указанием учебной литературы, страниц. Во время подготовки к семинару преподаватель показывает курсантам оптимальные способы подготовки, учит правильному расположению дидактического материала в тетради и на доске, приемам владения аудиторией - всему, что входит в понятие "педагогическое мастерство". Докладчик и содокладчик составляют доклад(ы) с записями формулировок, формул, представлением необходимых графиков, рисунков, ..., указанием области применения данного материала в науке, технике и военном деле. Так как занятия проводятся в составе учебного взвода, это позволяет достаточно полно отработать теоретическую и практическую части изучаемых явлений, оценить курсантов по более широкому кругу вопросов, чем на лекциях или практических занятиях. Порядок проведения занятия примерно одинаков: преподаватель объявляет тему, цель, план занятия, принимает решение о том, какие вопросы излагает преподаватель, какие - курсанты. Преподаватель следит за тем, чтобы докладчик четко излагал материал, вел записи на доске, правильно стоял у доски, ..., при необходимости - исправляет ошибки, дает заключение по вопросу, оценивает работу принимавших участие в докладе и обсуждениях.

Доля времени, отводимого на семинарское занятие, определялась, прежде всего, задачами, стоящими перед выпускниками нашего вуза. Очевидно, что большинство выпускников нашего института готовится именно для практической деятельности на первичных офицерских должностях, и лишь небольшой процент для работы в НИИ, в связи с этим около 50 % лекционного материала переведено в семинарскую форму проработки.

В качестве эксперимента семинарские занятия объединены с практическими занятиями. Эффективность таких четырехчасовых занятий исследовалась на курсантах основного потока и специального отделения, выявлялась с помощью двойного письменного опроса курсантов экспериментальной и контрольной групп по одному и тому же материалу: один раз в конце семинарского занятия, другой - на следующем практическом занятии через несколько дней в соответствии с расписанием. Оказалось, что результаты такого объединения противоположны для курсантов основного потока и специального отделения. Средний балл курсантов контрольной группы по второй серии ответов в основном потоке оказался в два раза больше, чем в экспериментальной группе, что позволяет сделать вывод о нецелесообразности объединения семинарских и практических занятий для подразделений в размере взвода (30 - 32 чел.). В целом на первом этапе эксперимента введение семинарской формы занятий оценивается положительно.

Хостинг от uCoz