Модульная система обучения в некоторых образовательных программах

Шипулина О. В.

Томский политехнический университет, г. Томск

Проблема качественной подготовки специалистов, с учетом требований рыночной экономики, в настоящее время является очень актуальной. Отсутствие государственного распределения выпускников и необходимость удовлетворения конкретных требований к квалификации специалистов в условиях процесса экономических реформ, необходимость улучшения и расширения связей с экономикой, ориентация студентов на требования фирм- работодателей определяет необходимость внедрения в учебных заведениях более гибкой и индивидуальной системы обучения. Модульная система обучения, когда общая программа может быть составлена из разных образовательных модулей, хорошо проявила себя, например, в Великобритании. Количество и рейтинг набранных и успешно освоенных студентом модулей определяют уровень его образования. Поступая в какое-либо учебное заведение, абитуриент имеет на руках подробное описание каждого модуля, включая описание тех навыков и умений, которые он получит и, тем самым способен уже изначально ориентироваться на профессиональную квалификацию, фирму - работодателя или специальность, особенно востребованную в конкретном регионе и в конкретный период времени. Более того, такая система позволяет уже работающему специалисту при необходимости дополнять свои знания набором недостающих модулей, если это необходимо в процессе работы, поскольку полностью отсутствуют возрастные ограничения и довольно часто фирма-работодатель настолько заинтересована в своем сотруднике, что полностью финансирует его дальнейшее обучение. В условиях стабильной рыночной экономики Великобритании такая система оправдывает себя и удовлетворяет требованиям как заказчика (работодателя), так и клиента (будущего специалиста). При этом качество каждого образовательного модуля и работы учебного заведения в целом жестко контролируются соответствующими государственными структурами. Система контроля качества, благодаря наличию подробной контролирующей документации по каждому модулю и его подмодулям, значительно упрощается.

В Институте инженерной педагогики Томского политехнического университета модульная система обучения внедрена и получает свое дальнейшее развитие в рамках повышения квалификации преподавателей и дополнительной образовательной программы “Преподаватель высшей школы”. В течение последних 5 лет повышение квалификации по направлениям “Инженерная и компьютерная графика” и “Компьютерные технологии” проводилось по индивидуальным планам, составленным в соответствии с профессиональными интересами слушателей из модулей – подразделов учебного плана (с выполнением требования Минобразования РФ суммарного объема по совокупности модулей – не менее 72 часов и защитой выпускной работы). Направление “Иностранные языки” было разбито на два модуля – в соответствии с уровнем подготовки. Полный объем модулей каждого направления составлял не менее 400 часов. В настоящее время слушателям предоставляется право набора модулей не только в рамках одного направления, но и из разных с обязательным условием защиты выпускной работы по тому из направлений, объем которого - не менее 72 часов и наряду с удостоверением государственного образца, слушатели получают удостоверения ИИП ТПУ с перечислением всех ими изученных модулей. Особенно полезным оказалось подключение к системе повышения квалификации модулей дополнительной образовательной программы “Преподаватель высшей школы”. С одной стороны, это позволяет преподавателям университета пополнять свои знания педагогической составляющей, которая может быть выбрана в соответствии с их профессиональными интересами, с другой – постепенное осваивание всех модулей этой образовательной программы позволяет после защиты дипломной работы получить дополнительную квалификацию “Преподаватель высшей школы”.

Такая достаточно гибкая система повышения квалификации и дополнительного образования в области педагогики высшей школы требует четкой системы контроля качества освоения каждого модуля. Поэтому в настоящее время, в ИИП ТПУ проводится работа по созданию собственной системы организации обучения и контроля качества с использованием опыта Европейских стран, и в частности Великобритании. Следует отметить, что опыт Великобритании изучается сотрудниками ТПУ с 1998 года в рамках Международного проекта по программе Регионального Академического Партнерства (финансированного фондом Ноу–Хау Департамента Международного развития правительства Великобритании), цель которого заключается в валидации образовательной программы высшего профессионального образования - 553-500 “Защита окружающей среды” (кафедра “Экологии и безопасности жизнедеятельности” ТПУ) в Open University Великобритании. Опыт внедрения технологии организации и мониторинга качества обучения в рамках валидуемых дисциплин и в соответствии с требованиями Open University, позволяет производить анализ применимости тех или иных элементов указанных выше технологий и производить поиск оптимальных, адаптированных к Российской высшей школе.

Модульная технология обучения, применительно к Российской высшей школе, достаточно хорошо зарекомендовала себя в системе повышения квалификации преподавателей, позволяя осуществлять индивидуальный подход и ориентироваться на конкретные профессиональные требования специалистов. Дальнейшее развитие этой технологии видится перспективным и для всей системы высшего образования с точки зрения ориентации на экономику.

Хостинг от uCoz