Проблема использования Интернет-ресурсов при организации самостоятельной работы студентов

Вольнова В. В.

Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток

Организация самостоятельной работы студентов является одной из важнейших задач, реализуемых преподавателем в процессе обучения. Обучаемые должны самостоятельно изучать отдельные аспекты учебного курса, используя дополнительные информационные источники помимо учебной литературы. В современную информационную эпоху существенно возрастает контролирующая роль учителя, его умение рациональным образом организовать процесс самостоятельной работы. Наиболее типичным результатом данной учебной деятельности выступает реферат или доклад, подготовленный учеником по итогам своей самостоятельной работы. К сожалению, типичным видом самостоятельной деятельности обучаемого становится обращение к многочисленным интернет-ресурсам в ущерб кропотливой работе с серьезной научной литературой в виде журнальных публикаций, монографий и т. п.

Основной фактор негативного воздействия Internet на обучаемого заключается в упрощенном примитивном обращении с интернет-ресурсами. Недобросовестный ученик отнюдь не решает задачи релевантного поиска необходимой информации. В лучшем случае результатом его “труда” является схоластическая подборка первых встреченных источников. В худшем он “тупо” копирует подходящий реферат с соответствующего сайта. Корни проблемы – недостаточная мотивация качественной учебной деятельности обучаемого, неумение определенной части контингента по-настоящему учиться.

Каким образом преподаватель может поставить прочный заслон потоку бездумного цитирования чужих мыслей, заставить творчески подходить к подбору и анализу содержимого информационных источников?

Наиболее очевидные решения являются излишне затратными. К ним относятся обсуждение доклада (реферата) в учебной аудитории, которому предшествует обязательное предварительное рецензирование и последующее устранение недостатков, тематические целевые семинары, требование соблюдения правил оформления письменных работ, наличия необходимого минимума информационных источников (включая интернет-ресурсы). Серьезным препятствием является нехватка аудиторных часов для организации полноценного взаимодействия в учебной группе.

Представляется возможным применить коммуникационные технологии с целью повысить качество учебной реферативной деятельности. В частности, возможно использовать виртуальные дискуссии с целью обсуждения подготовленных рефератов (докладов). Технически реализовать подобную методику в учебной интранет-сети несложно – посредством форума или конференции. Задача преподавателя – задать стимулы, контролировать и управлять дискуссиями.

Стимулирование может проявляться в рейтинговых оценках наиболее активных участников дискуссий, требовании знания обсуждаемых проблем на итоговой аттестации обучаемого.

Управление заключается в предварительном отборе материала для обсуждения, фильтрации высказываний участников дискуссии.

Цель контроля – направлять обсуждение в нужное русло, оценивать степень осведомленности докладчика и его оппонентов, прерывать затянувшееся обсуждение, подводить итоги, подготавливать резюме по результатам обсуждения (эта процедура также может являться частью самостоятельной учебной работы одного или нескольких обучаемых).

Реферирование – важная часть учебной работы, это обязательный навык, который необходимо прививать студентам младших курсов или старших классов колледжа. Кроме умения работать с научной литературой, необходимо учить рационально и разумно использовать интернет-источники.

Хостинг от uCoz