Оценка качества подготовки выпускников

Литвиненко В. И.

Владивостокский филиал Российской таможенной академии, г. Владивосток

Проблема качества интеллектуальных ресурсов выдвинулась в число первоочередных национальных проблем во всех государствах.

Для России повышение качества образования является ключевой задачей, как отмечается в концепции модернизации образования.

Понятие комплексного качества образования в вузах распространяется выше традиционной идеи качества, которая выражается в степени соответствия государственному стандарту. Соблюдение вузом только стандартов не гарантирует высокого качества образования.

Общество настолько меняется, а стандарты не успевают изменяться, что предполагает радикальную реформу системы образования, а это может обеспечиваться только непрерывными изменениями самой системы образования; образовательную структуру должен сменить образовательный процесс.

В новой версии стандартов ИСО 9000:2000 применяется “процессный” подход – один из восьми принципов системы менеджмента качества.

ВФ таможенной академии подходит к качеству образования как системной категории, для обеспечения которой все виды деятельности рассматриваются как упорядоченные этапы:

  1. Качество педагогического персонала (как потенциал вуза).

  2. Качество программ и средств обучения (качество образования проявляется в содержании и форме учебного процесса).

  3. Качество абитуриентов и студентов (оценить качество образовательного процесса можно, исследовав качество входных его параметров – абитуриент, качество в процессе производства – контроль слушателей в процессе обучения, качество его выходных параметров – подготовленный специалист).

  4. Качество нравственно-психологической атмосферы (ведь образование является гармоничным единением – обучения, воспитания, включающего в себя формирование личности, ее социализацию и индивидуализацию и профессионального становления).

  5. Качество отношений с внешней средой (качество образования должно опережать требования различных направлений социального прогресса – экономических, политических и т.д.).

  6. Качество управления академии в целом (результатом которого является качество управления образовательного процесса и качество подготовки выпускников).

В основу управления качеством образования академии положена цепочка “цикла Деминга” (РДСА) :

  1. Планирование деятельности академии осуществляется на основе осознания сути качества высшего образования и выбора соответствующих целей.

  2. Реализация осуществляется в соответствии с выбранными методами и средствами воздействия.

  3. Поддержание эффективности применяемого механизма, поиск путей, методов, средств воздействия, выявление отклонений (посредством контроля).

  4. Анализ и принятие соответсвующих корректирующих действий для обеспечения, поддержания эффективности, стабильности, совершенствования механизма управления качеством образования.

Во Владивостокском филиале Российской таможенной академии оценку качества подготовки выпускников рассматривают с точки зрения “процессного” подхода, т.к. только межфункциональные процессы, объединяющие отдельные функции каждой кафедры, каждого факультета и других структурных подразделений академии в общие потоки, нацелены на конечный результат – качество подготовки специалистов.

Переход к “процессному” подходу позволяет рассматривать деятельность, проводимую в рамках системы менеджмента качества (СМК), не в статике, а в динамике.

В условиях динамично меняющейся среды, быстрого устаревания знаний необходим междисциплинарный подход для избежания дубляжа и односторонности в преподавании, как опора на знания по другим дисциплинам и как преемственность в содержании отдельных дисциплин.

Главное в процессе образования – развивать умение мыслить и применять полученные знания в практической деятельности, т.е. формировать компетенцию.

В академии большое внимание уделяется практике, которую слушатели проходят после каждого курса, начиная с первого и заканчивая на 5 курсе практикой по месту распределения. По окончании практики слушатели пишут отчет с использованием инструментов качества, что позволяет им осваивать различные методы не только сбора информации, но и ранжирования, структурирования, анализа и дальнейшего их использования в трудовой деятельности.

В академии на всех этапах процесса образования последовательно проводится контроль качества уровня знаний.

Так результаты текущего контроля используются не только для анализа динамики текущей успеваемости (результаты которой изображаются диаграммой Парето, которая вывешивается на стенде информации для слушателей), но и для прогнозирования итогов промежуточного контроля.

При проведении результатов промежуточного контроля помимо традиционных методов обращается внимание на участие в научно-исследовательской деятельности, т.к. она позволяет формировать навыки нестандартного мышления у слушателей, развивать их интерес к научной деятельности, давать им опережающие знания, самосовершенствоваться.

Результаты промежуточного контроля оформляются с использованием инструментов качества.

При сравнении результатов сразу видны расхождения между результатами текущего и промежуточного контроля, если расхождения несущественные – это говорит о стабильности, предсказуемости факультета, если расхождения более существенные – это сигнал к пересмотру методик и т.д. оценки успеваемости.

Результаты итоговой аттестации выпускников сравниваются с итогами промежуточного контроля.

В результате такого подхода, происходит выявление несоответствий, корректировка и дальнейшее их недопущение, согласно методики TQM. Чтобы качественно подготовить выпускника, необходима комплексная система непрерывного образования в области качества от школы до вуза.

Управление вузом необходимо осуществлять, создавая эффективную систему на основе системы менеджмента качества и введения в круг обязательных знаний основных положений науки о качестве.

Хостинг от uCoz