Дистанционное обучение. Необходимость формирования осознанной мотивации у студента

Несина Л. В.

Филиал ДВГУ в г. Находке

Сегодня информация стала товаром и даже стратегическим ресурсом. По одному из толкований, информация – это одна из составляющих основ мироздания. В социуме, как и во всех аспектах человеческого бытия, ускорились все процессы, в том числе и информационного обмена. Благодаря достижениям науки и техники мы живем в быстром мире, то есть динамично меняющемся. В таких условиях каждое свойство информации обретает второй, а то и третий смысл. Прагматический аспект свойств информации, особенно полезность, ценность и своевременность, хотя и носит относительно личностный характер, сегодня повышает свой абсолютный потенциал. Спрос на оперативность информационного обмена повысился, так как он мотивирован потребностью в данных и оперативностью обработки информации.

Благодаря мировым электронным базам и работе поисковых серверов, сегодня можно легко получить доступ к любой открытой или, лучше сказать, законодательно не запрещенной информации. Всемирная паутина может удовлетворительно ответить если не на все, то на многие вопросы. Важно уметь сформулировать вопрос и сформировать запрос на поиск. Ресурсы глобальной сети способны дать не только доступ к информации, но и предоставить возможность решать задачи в режиме реального времени с территориально удаленными специалистами. Первым шагом на пути дистанционной работы является дистанционное самообразование.

Стоит различать мотивацию самообразования студента, преподавателя и производственника.

Рассмотрим мотивацию студента. Сегодня подавляющее большинство студентов в глобальной сети занимаются плагиатом – чужие рефераты и курсовые работы стали почти правилом. А CD с “лучшими рефератами, сочинениями и курсовыми работами” можно купить практически везде. Конечно, необходимо использовать ранее накопленное знание, но каждый должен его увеличивать и преумножать. В этом смысле реферат, как обзор нескольких рефератов с критической оценкой динамической полезности информации, является вкладом в развитие.

К сожалению, на современном этапе высшее образование поставлено на поток. Диплом вуза стал доступен не только или не столько умным людям, сколько детям людей состоятельных. Финансовый ценз не способен повысить общий уровень. В вузы пришли студенты “законтролированные”, то есть запрограммированные на получение отметки любой ценой. Это наиболее яркие примеры “студенческой” мотивации на все времена и наименее перспективные специалисты в будущем. Здесь консерватизм заложен по определению. Они же являются самым сложным объектом педагога для формирования осознанной мотивации образования, ибо страх неуспеха или финансовая зависимость уже довлеют над ними.

Среднестатистические студенты, коих большинство, самостоятельно от курса к курсу с повышением потенциала меняют внутреннюю мотивацию. Здесь педагог должен помочь перейти от состояния “хочу сдать” в состояние “надо знать” на ранней стадии образования. Таким образом, эти студенты охотно занимаются самообразованием с использованием всех известных форм и методов. Иногда психологический барьер перед преподавателем способствует выбору дистанционных технологий, но в этом случае мотивация остается “студенческой”.

В этих условиях особенно ярко выделяются действительно талантливые студенты, готовые качественно брать знания не только на очных занятиях, но и повышать свой потенциал с помощью дистанционного обучения, которое можно рассматривать и как мотивированное образование.

Диплом вуза предполагает не только узкоспециализированное знание, которое можно получить на курсах, но и наличие общего уровня-потенциала. Государственный стандарт предписывает изучение не только очевидно необходимых в будущей профессии предметов.

Часто студенты в своем восприятии разделяют науки на полезные, интересные и другие. Если первые два типа они готовы почти усердно изучать, то третий вызывает недоумение. Именно эти знания подходят под категорию “хочу это сдать”. Сдать и забыть? Зачастую так и происходит. Чем выше уровень сознания студента и соответственно его потенциал, тем меньшее количество знаний в его мироощущении переходит в разряд “других”.

Рассмотрим мотивацию преподавателя. Профессионалы педагоги знают, что необходимо обладать потенциальной базой, минимум в десять раз превышающей объем предполагаемого повествования. Только в этом случае возможен оперативный простор ведения занятия и/или изменение акцентов темы в соответствии с потребностями, возможностями, способностями и половозрастными характеристиками аудитории. Кроме этого, лектор должен быть человеком, способным вызвать интерес студента к изучаемому предмету. Существующие классические приемы и методы ведения занятия не могут гарантировать 100% успеха. Помимо желания сдать тему/предмет, в сознание студента необходимо вложить желание узнать “не на время, а надолго”.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что цель педагога не столько научить всему, что знает сам, сколько пробудить осознанный интерес к получаемому образованию. Только избыточное знание может дать преподавателю возможность сформулировать задачу и мотивировать индивидуальную, обязательно решаемую, сверхзадачу.

Рассмотрим мотивацию производственников, которые могут быть удовлетворены достаточным знанием. Конечно, истинного профессионала отличает положительный запас, но его можно повышать непосредственно в процессе работы над проблемой. Спрос или потребность мотивируют поиск информации и повышение локального потенциала, который не станет ниже сразу после решения проблемы, потому что в этом случае получение знаний обусловлено производственной необходимостью. Человеку не надо объяснять, почему он должен использовать все возможные и доступные формы поиска и приобретения информации, почему он должен тратить на это свое личное время.

Вопросы самореализации и построения карьеры являются самыми мощными стимулами для самообразования. Таким образом, мотивация производственника является самой сильной из вышеперечисленных. Для некоторых впоследствии производственная необходимость становится жизненной потребностью.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод: только создавая условия для осознанной мотивации производственника в мировосприятии студента, можно добиться высокого КПД самообразования.

Кто и что этому может способствовать?

Конечно, приятно общаться с идеальными студентами, которые с первого курса знают, зачем им нужны все знания, которые посещают лекции, готовятся к семинарским и практическим занятиям, с интересом занимаются наукой, которые заранее знают, где будут работать после получения диплома. У таких студентов уже существует внутренняя мотивация. Действительность далека от идеала. Поэтому на плечи педагога ложится сверхзадача: формирование осознанной, то есть профессиональной, мотивации получения знания у студентов. Только таким образом полученное знание способно оставаться в голове после прохождения отчетно-зачетных этапов контроля.

Качественное дистанционное обучение вообще невозможно осуществить без потребности именно в этом знании. Ибо эта форма образования не предполагает промежуточного “кнута и пряника”, здесь отсутствует и влияние личности педагога на процесс усвоения материала. В дистанционном обучении студент остается один на один с изучаемой наукой.

Хостинг от uCoz