Общение в мультикультурной среде - первый путь к этнотолерантности

Гайсина Л. Ф.

Оренбургский государственный университет

Изучение феномена “общение в мультикультурной среде” затруднено недостаточной разработанностью данного вопроса в психолого-педагогической теории и практики.

Рассмотрение данного вопроса предполагает учет методологических позиций, определяющих, с одной стороны, наличие идеологии и практики социального согласия, межэтнической и межкультурной толерантности (в условиях российской действительности представляется одним из возможных путей снижения межэтнической напряженности), с другой стороны, значимость сосуществования и взаимодействия различных расовых и этнических и других культур при полном сохранении идентичности каждой из них (в современном западном “постиндустриальном” обществе отвергается наличие доминирующей культурной традиции).

С целью конкретизации понятия “общение в мультикультурной среде”, на наш взгляд, требуется определение, в первую очередь, таких понятий как “общение” и “мультикультурная среда”.

В отечественной и зарубежной литературе можно встретить такие понятия как “мультикультура”, ”мультикультурализм”, ”мультикультурное образование”, ”мультикультурное пространство”.

Однако понятие “мультикультурная среда” в научном обороте не применяется.

Вполне очевидно, что ключевым понятием здесь будет являться слово “культура”, краткое концептуальное значение которого необходимо обозначить для дальнейшего развития темы данного педагогического исследования.

Энциклопедия “Народы России” (с. 456) дает, в этом случае, пожалуй, самое всеобъемлющее определение: “Культура – система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека… она охватывает все стороны жизни человека – биологической (еда, сон, отдых), производственной (создание средств материального жизнеобеспечения – орудий, пищи, одежды), духовной (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность), социальной (коммуникация, социальные отношения)”. Другими словами, культура – это стиль жизни, характерный для каждой социальной группы, который не передается по наследству, а конструируется самими членами этой группы и познается индивидом в процессе образования, самообразования и иного информационного воздействия. Такое рассмотрение культуры, принятое в развитых демократиях, гораздо больше соответствует демократическому менталитету и поведению, нежели элитарное толкование культуры как некое набора гуманитарных знания по литературе, музыке, этике, этикету и т.п.

Переходя к уточнению понятия мультикультура, по нашему мнению, здесь необходимо, привести трактовку приставки мульти. Согласно толковому словарю иноязычных слов, составленных Л. П. Крысиным “мульти” в переводе с латинского – “много”, “многое”, означает множественность и многократность.

Отсюда, мультикультура есть:

По мнению академика В. М. Матросова, здесь предполагается мультикультурное общество – такая среда, которая предполагает взаимодействие различных культур.

Говоря о понятии “среда”, необходимо отметить, что существуют разные подходы к рассмотрению данного понятия.

В нашем случае, среда – социально-экономические, исторически сложившиеся условия жизни общества, окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Отсюда, мультикультурная среда – это сосуществование и взаимодействие в конкретном социальном пространстве разнообразных, равноправных и равноценных культур, подразумевающее также и позитивное отношение личностей к этому разнообразию.

Человек поликультурен, если даже он воспитывался и образовывался в определенном типе культуры и сознательно разделяет ее нормы и ценности. Как духовное существо он свободен и вправе выбирать направления и содержание своей духовной жизни, ценности из культурного хранилища человечества (В. П. Бездухов).

Следует заметить, что мультикультурная среда и социокультурная среда не тождественны. Под социокультурной средой понимают ”конкретное... социальное пространство”, посредством которого человек включается в культурные связи общества. Это и совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это и его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, и конкретное природное, предметное окружение как открытая к взаимодействию часть социума (Н. Б. Крылова).

Однако, участвуя в совместной деятельности, люди становятся субъектами взаимоотношений. Важным средством такого взаимодействия выступает общение.

На сегодняшний день в отечественной науке существует множество определений понятия “общения”, зачастую достаточно противоречивых, что связано с различными подходами и взглядами на эту проблему.

Наиболее приемлемым для нас является понимание общения как взаимодействие, имеющее деятельностную основу, и рассматривается в рамках общей теории деятельности, хотя “общение не всегда выступает как деятельность, … оно может быть таковой, хотя может выступать как компонент, составная часть и одновременно условие другой некоммуникативной деятельности” (А. А. Леонтьев).

На современном этапе выделяют следующие педагогические подходы к определению общения, каждый из которых является ценным и значимым для учебно-воспитательного процесса:

Следует учитывать, что общественные отношения и различные формы межличностного общения, оказывают влияние друг на друга. Это обстоятельство, однако, затрудняет изучение общения, так как его нельзя исследовать в “чистом” виде. Углубить знания о механизмах формирования и развития контактов между людьми в процессе непосредственной деятельности, о формах развития культуры, ценностей, интересов человека, духовного мира личности, социальной среды, позволяет исследование многогранных проблем общения.

Общение людей не просто универсальное, биологическое или социальное явление. Оно имеет особую окраску, специфический этикет.

На основе всего сказанного, попытаемся дать дефиницию основного понятия.

Итак, общение в мультикультурной среде – это социально-психологическое явление, вмещающее в себя богатое многообразие духовных и материальных форм сосуществования и взаимодействия людей в конкретном социальном пространстве разнообразных, равноправных и равноценных культур, подразумевающее определенное отношение личностей к этому многообразию.

Хостинг от uCoz