Исследование спектра отношений к изучению иностранных языков студентов вузов различных специальностей

Ремизова Л. П.

КГПУ, г. Комсомольск-на-Амуре

В России на рубеже веков наблюдался постоянный рост численности высших учебных заведений, в которых изучались иностранные языки. В то же время в Дальневосточном федеральном округе численность вузов оставалась достаточно стабильной [1].

Как в России, так и в Дальневосточном федеральном округе наблюдался постоянный рост численности студентов высших учебных заведений, чья обязанность изучать иностранный язык определяется требованиями государственного образовательного стандарта [2]. На рубеже веков из 173 тыс. студентов, получавших профессиональное образование в дальневосточных вузах, 133,7 тыс., т. е. 77,28%, изучали тот или иной иностранный язык в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях [3]. Таким образом, нам представлялось правомерным репрезентативно ограничить исследование спектра отношений студентов к изучению иностранных языков рамками трех названных территорий.

Для проведения опроса были избраны студенты Амурского (г. Благовещенск), Дальневосточного (г. Владивосток) государственных университетов, Комсомольких-на-Амуре государственных педагогического и технического университетов, Хабаровских государственного педагогического университета и Современного гуманитарного института. В апреле - мае 2002 г. в опросе приняли участие 1192 студента, что составило несколько менее 10% ежегодной общерегиональной численности. Возрастной состав опрошенных соответствовал в большей мере уровню 2-4 курсов, однако не были обойдены вниманием мнения как первокурсников, так и выпускников. Среди опрошенных были представители как гуманитарных, так и технических массовых специальностей, с различным уровнем требований к объему знания иностранного языка: будущие учителя-предметники, юристы, экономисты, менеджеры, психологи, регионоведы; специалисты по информатике, энергетике, и другие. Особую группу составили студенты, изучавшие иностранный язык на профессиональном уровне: будущие преподаватели и переводчики. Таким образом, исследованный спектр отношений к изучению иностранного языка был представлен мнениями достаточно широкого круга студентов.

Тематика диссертационного исследования, а также потребности регионального рынка труда в англоговорящих специалистах определили процентное соотношение опрошенных, изучавших тот или иной иностранный язык: 89,35% из них изучали в качестве основного иностранного английский язык.

89,26% студентов изучали иностранный язык от двух до десяти и более лет, что давало достаточные основания для адекватных суждений о качестве обучения, применяемой методике и других факторах, формирующих отношение к изучению языка в вузах.

Как же студенты оценили уровень собственных знаний? 6,79% полагали, что владеют английским языком свободно и 0,17% - в совершенстве. Мы не можем согласиться с такой самооценкой в полной мере, поскольку в выборочных беседах свободное владение языком не подтверждалось. Видимо, здесь проявились некоторые возрастные особенности, приведшие к завышению уровня самооценки. Вместе с тем 25,33% студентов показали, что могут объясняться без словаря, а 40,94% умели читать, писать и объясняться со словарем. Таким образом, 73,23% опрошенных студентов обладали навыками, которые в той или иной степени соответствовали государственному образовательному стандарту. Однако, 15,44% скорее не знали, чем знали язык, 2,52% полагали, что не знали его вовсе, и 8,72% вообще затруднились оценить уровень своих знаний. Таким образом, уровень языковой подготовки 26,68% опрошенных однозначно не удовлетворял требованиям государственного стандарта.

51,09% опрошенных нуждались в языковом обеспечении своего профессионального роста. Только 29,61% полагали, что их специальность не связана со знанием иностранного языка. Профессиональную востребованность знания иностранных слов, терминов, специальных оборотов и выражений подтвердили 56,46% опрошенных. Необходимость (возможность) изучения иностранного языка повлияла на выбор будущей профессии 33,47% опрошенных. При том, что у 62,75% выбор будущей профессии не зависел от необходимости (возможности) изучать иностранный язык.

Представляя себя в роли руководителя, 56,2% опрошенных заявили, что будут требовать знание иностранного языка от своих подчиненных. Более того, 15,85% считали требование знания иностранного языка обязательным при устройстве на работу, а 75,42% - желательным. Таким образом, столь высокий процент (91,27%) опрошенных, связавших изучение иностранного языка с результатами процесса трудоустройства, - прямое свидетельство востребованности более эффективного использования культурно-образовательного потенциала иностранных языков в подготовке специалистов в вузах.

В целом знание иностранного языка становится приоритетом молодежи, связавшей свою судьбу с высшей школой. Такой вывод подтверждается также выбором опрошенными страны трудоустройства. По своим жизненным обстоятельствам 93,04% студентов собирались трудиться в России, и только 6,96% - за рубежом. Однако, 41,61% предпочли бы трудиться за рубежом и только 58,39% - в РФ.

Литература

1. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т. 2 / Госкомстат России. - М., 2000. - С.194-197.

2. Регионы России: Стат. Сб. В 2 т. Т 2 / Госкомстат России. - М., 2000. - С.199, 201.

3. Регионы России: Стат. Сб. В 2 т. Т 2 / Госкомстат России. - М., 2000. - С.199, 201; 210, 212.

Хостинг от uCoz