Применение информационных систем при оценке качества подготовки выпускников вузов

Борисова Ульяна Семеновна

Якутский госуниверситет им. М. К. Аммосова, кафедра социологии

Всеобъемлющих критериев качественности высшего образования не существует. Но в теоретическом плане к понятию “качество высшего образования” можно отнести внутренние аспекты (качество учебных программ и инфраструктуры, качество преподавательского состава и студентов); к понятию “эффективность экономическая” – соответствие внешним экономическим ожиданиям; к понятию “эффективность социальная” – воспроизводство культуры и личности.

Для управления качеством подготовки специалистов начато применение информационных технологий. Первыми разработчиками информационных систем управления вузами был д.т.н. В. Е. Ямпольский и его школа ТГУ. Ими решены задачи оптимизации работы вуза, его структуры, распределения работ по управлению между подразделениями, оптимизации расписания.

Реализация системы управления качеством образования невозможна без многофункционального применения компьютеров и работы в реальном времени. Система управления качеством образования (СУКО) должна не просто измерять качество знаний, а применять методику тотального контроля качества в многокоординатной системе (модуль, дисциплина, студент, вуз, группа, время). Для управления такой сложной системой нужно использовать множество моделей и правил принятия решений. Такая система должна быть интегрированной и должна объединять вузы в масштабе региона.

В интегрированной СУКО будут создаваться условия более высокой адаптивности. Такое объединение стало необходимым условием выживания корпораций в США, создания корпораций университетов. В региональном масштабе СУКО должна представлять собой межвузовскую компьютерную сеть, которая в аспекте решения проблем качества должна обеспечить: вычисление рейтингов студентов и вузов в регионе; определение качества и дисперсии показателей абитуриентов; определение качества обучения по дисциплинам; определение усредненных оценок выпускников организациями – потребителями; оценки потребностей на рынке труда; определение рентабельности вузов; распространение эффективных технологий обучения; совместные межвузовские издания учебных материалов.

При накоплении опыта работы интегрированной СУКО на базе информационных технологий создадутся условия реализации в регионах системы всеобщего управления качеством образования. Философия и методология Всеобщего управления качеством (TQM – Total Quality Management), как показали материалы Конгресса ЕОК в Брюсселе (1994 г.), экспансируется на все сферы услуг и на сферу образования. Она в США, Японии и странах Западной Европы внедрена в промышленность, читается, как обязательный спецкурс в вузах и может использоваться для управления вузами. В системе TQM понятие качества рассматривается на четырех уровнях: 1) соответствие стандарту, 2) соответствие применению, 3) соответствие стоимости, 4) соответствие скрытым потребностям.

В России пока превалирует первая концепция качества – выпускник должен соответствовать требованиям Госстандарта, где зафиксированы требования к уровню подготовки на разных ступенях образования и которые проверяются экспертной комиссией во время аттестации и аккредитации вузов. Однако такой односторонний подход не учитывает изменений в экономике, технологии, обществе. Подготовка специалиста требует пять – шесть лет, за это время потребности потребителя могут измениться. Поэтому специфика вузовской подготовки кадров требует ориентации подготовки на соответствие “скрытым потребностям”, которые потребитель еще не осознал, но которые выявятся в ближайшем будущем.

Хостинг от uCoz