Формирование творческих способностей студентов как необходимое условие их профессионального становления

Багынанова И. Б.

Якутский государственный университет, кафедра социологии

Воспитание гуманной и креативной личности – одна из первостепенных задач современного образования. В этом отношении учебно-познавательная деятельность в высшем учебном заведении требует в работе преподавателя инновационных подходов, способных раскрыть творческий потенциал студента.

Развитию креативных способностей особенно способствует использование на занятиях активных методов обучения. Среди широко применяемых нами на семинарских занятиях по курсу “Социология” активных методов обучения студентов, можно выделить: тематические дискуссии, “мозговой штурм”, анализ конкретных, проблемных ситуаций, ролевые и деловые игры. Все эти методы используются с учетом специализации обучаемых, их индивидуальных и групповых особенностей.

Результаты применения данных методов в педагогической практике позволяют выделить следующие положения:

Главной особенностью курса “Социология” является так же проведение конкретных социологических исследований, что особо важно для практико-исследовательской, научно-исследовательской активности студентов, для их профессиональной творческой подготовки. К примеру, студенты-медики проводят исследования на темы: “Влияние алкоголизма, табакокурения и наркомании на здоровье человека”, “Отношение современной молодежи к здоровому образу жизни”, “Уровень информированности молодежи о заболеваниях, передающихся половым путем” и т.д. Будущие педагоги (студенты филологического факультета, института математики и информатики) проводят исследования по таким темам: “Проблемы профессиональной ориентации учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы”, “Влияние современных информационных технологий на нравственно-духовное развитие школьников”, “Проблемы сексуального воспитания школьников” и т.д.

При проведении социологических исследований студенты не ограничиваются лишь сбором данных и их статистической обработкой, а, основываясь на анализ научной литературы по выбранной проблематике, обосновывают полученные результаты, разрабатывают практические рекомендации.

Проведение таких исследований требует от студентов творческой активности, самостоятельности, умения использовать полученные знания по курсу, выработки навыков рационального информационного поиска и применения их в практической работе, что способствует дальнейшей исследовательской работе.

Таким образом, системный подход к развитию творческих навыков у студентов является одним из необходимых условий их профессионального становления и социальной адаптации.

Литература

  1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991.

  2. Веселков Ф. С., Ковалев С. Г. Обучение экономистов методам творческого труда – стратегическая задача высшего образования в России в XXI веке // Известия СПбГУЭФ. – 2000. - №1.

Хостинг от uCoz