Баишева М. И.
Педагогический институт ЯГУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Переход к постиндустриальному обществу предъявляет совершенно новые отношения и требования к человеческому фактору и его статусу: в производстве – человек – не винтик, не робот, а ценнейший ресурс, капитал; в обществе - человек – высшая ценность, в котором коренится прогресс и выживание человеческой цивилизации.
Меняются ценности – меняются цели и задачи воспитания. Формирование личности с гуманистической жизненной позицией, с новым складом мышления, с творческой энергетикой составляет суть современного образования.
Сегодня в вузе чрезвычайно важно обращение студентов – будущих педагогов к истокам народных традиций. В нашем институте уделяется большое внимание этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Одним из “реализаторов верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств” (М. Хайдеггер) является для народа саха его бесценный дар – героический эпос олонхо.
Приобщение студентов к этнопедагогическим ценностям олонхо как к нетрадиционному средству развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, овладение опытом трансляции дошкольникам в реальном образовательном процессе являются новыми и интересными задачами обучения по курсу “Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста”.
Работа со студентами проводится поэтапно:
на I-ом этапе идет ознакомление с содержанием эпоса, выявление его этнопедагогических ценностей, изучение их значения в развитии интеллектуальных способностей в математическом развитии старших дошкольников;
на II-ом этапе выполняются творческие и исследовательские задания: разрабатываются содержание и педагогические условия эффективного формирования творческих познавательных способностей в математическом развитии дошкольников посредством эпоса, проводится опытно-экпериментальная работа, на основе которой составляются курсовые и дипломные проекты.
Такой подход развивает интерес студентов не только к педагогическому потенциалу олонхо, но и способствует их творческому профессиональному становлению.
Однако на начальном этапе ознакомления студентов с олонхо встречались некоторые трудности:
во-первых, отсутствие системных знаний о народном эпосе, слабая ориентировка в ценностях устного народного творчества в воспитании, обучении и развитии детей;
во-вторых, недостаточное осознание собственной значимости и личной причастности к возрождению национальной культуры.
Нас воодушевляет, что в процессе работы студенты понимают и осознают цель деятельностного приобщения к истокам национальной культуры, воплощением которой является народный эпос олонхо.
Литература
Волков Г.Н. Этнопедегогика. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
Математика до школы /Сост. З.А.Михайлова, Р. Л. Непонящая и др., - СПб., 1998.
Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение айыы. Школа кут-сюр. - Якутск, 1994.