Оптимизация преподавания специальных дисциплин

Солоницына А. А.

ДВГУ, г. Владивосток

Одной из основных дисциплин специальности “Домоведение” является “Теория и практика домоведения”. Задача этой дисциплины – дать студентам знания по домоведению как элементу общечеловеческой культуры, домашнему хозяйству, духовным ценностям семьи, традициям семейного быта и др.

Недостаточное количество часов, выделенных учебным планом на изучение данной дисциплины, отсутствие профильных учебников, растущий поток информации, побуждает изыскивать различные формы и методы преподавания данного предмета.

Читая лекции, преподаватель не знает как тот или иной студент усваивает преподносимый материал, т.к. отсутствует систематическая обратная связь от аудитории к преподавателю. Сложно осуществить принцип индивидуализации работы со студентами. т.е. проконтролировать, как каждый из них усваивает материал.

При индивидуальной работе полностью раскрываются индивидуальные особенности каждого студента, а быстрота усвоения определяется его способностью.

Качество обучения зависит от степени наглядности преподавания, поэтому лекции по читаемым курсам сопровождаются иллюстративным материалом, видеозаписью. На практических занятиях используется раздаточный материал. Все это обеспечивает образность, яркость восприятия и помогает запоминанию материала.

Значительная роль в изучении курса “Теория и практика домоведения” отводится практическим занятиям, на которых большое значение придается самостоятельной работе студентов, особенно внеаудиторной. От правильной организации ее зависят конечные результаты обучения. Для студентов составлены контрольные вопросы, тест-карты. Некоторые занятия проходят в виде лабораторных работ, например, “Дегустация домашних заготовок” и др. На занятиях для студентов создаются проблемные ситуации, так как всегда имеет место сочетание известного и неизвестного. Положительное решение этих вопросов способствует закреплению знаний, формированию самостоятельного творческого мышления студентов.

По основным разделам курса проводятся семинары, на которых систематизируется и обобщается материал.

Углубленному изучению предмета способствует работа над рефератами. Реферативные сообщения заслушиваются, как правило, вне учебных занятий. Лучшие работы рекомендуются на студенческую научную конференцию. В этом году материалы всех курсовых работ по “Теории и практике домоведения” были доложены на студенческой научной конференции ДВГУ.

В помощь к устному контролю, где обеспечивается лишь периодическая обратная связь преподавателя с отдельными студентами, используется и программированный контроль знаний. Применение последнего стимулирует подготовку к занятиям, но не всегда обеспечивает целостность представлений. Поэтому по сложным вопросам проводится наряду с тестированием собеседование преподавателя.

Существующее мнение, что тесты избавляют студента от необходимости мыслить, развивать мышление, не совсем верное. Все зависит от того, удачно ли составлена программа, поставлены вопросы и даны ответы. Работая с тестами, студенты учатся давать лаконичные правильные ответы, быстрее и легче овладевать знаниями.

Отработка пропущенных занятий осуществляется путем написания по пропущенным темам рефератов и защитой их.

Контроль способствует большей интенсивности работы всех студентов на занятиях. Сочетание указанных способов контроля дает оптимальный результат. Создание эффективной системы контроля усвоения учебного материала обеспечивает непрерывное управление процессом обучения в целом. По “Теории и практике домоведения” в данном учебном году студенты третьего курса специальности “Домоведение” показали 100%-ное качество знаний.

Важное значение в процессе обучения имеет степень активности студентов в освоении предмета. Активность студентов на занятиях зависит не только от эффективности подачи учебной информации на лекциях и практических занятиях, но во многом определяется объемом знаний, полученных студентами при самостоятельной подготовке к занятию, при написании рефератов и др. Методика организации и проведения внеаудиторной подготовки студентов позволяет более целесообразно использовать учебное время, лучше подготовить студентов к будущей профессии.

Системное функционирование всех элементов учебного процесса в их взаимосвязи и взаимодействии может обеспечить оптимизацию учебного процесса.

Хостинг от uCoz