Формирование социокультурной компетенции у изучающих РКИ
(на материале видеофильмов страноведческой тематики)

О. Н. Кравченко, Н. Н. Скидан

Русская школа МД ДВГУ, г. Владивосток

В настоящее время преподавание иностранного языка, в частности - русского языка как иностранного, ориентировано на формирование у обучаемых всех составляющих коммуникативной компетенции как способности к межкультурному взаимодействию.

Преподавание русского языка как иностранного в условиях языковой среды дает несомненно больше возможностей для знакомства изучающих РКИ с национально-культурной спецификой русского речевого поведения и с необходимыми для эффективного общения элементами социокультурного контекста, такими, как: обычаи, социальные стереотипы, страноведческие знания, нормы этикета и т.п.

Вместе с тем, перед преподавателями РКИ встают и новые задачи: необходимо помочь учащимся как можно скорее адаптироваться к условиям русской языковой среды, справиться с возникшими проблемами общения, избежать психологической конфликтности. Кроме того, преподаватели остро ощущают перевес в учебниках по РКИ лингвострановедческой информации, релевантной прежде всего для иностранцев, обучающихся в Москве и Санкт-Петербурге. С другой стороны, невнимание к общекультурным ценностям, акцент на региональной специфике не способствуют формированию адекватной социокультурной компетенции.

Как показывает опыт преподавания РКИ в Русской школе МД ДВГУ, большинство изучающих русский язык иностранцев проявляет интерес к географии и истории России, к русской культуре и литературе. В этой связи преподавателями Русской школы разработан целый ряд спецкурсов страноведческой и культурологической тематики.

Несомненно, большим спросом пользуются курсы с использованием ТСО, прежде всего - компьютерные обучающие программы и видеокурсы на основе популярных художественных и учебных фильмов.

Курсовая форма обучения позволяет гибко использовать в учебном процессе разные формы и методы работы, восполняя и дополняя недостающие звенья в сложном процессе формирования у обучающихся коммуникативной компетенции в объеме всех ее составляющих в зависимости от уровня их владения русским языком, а также с учетом потребностей в изучаемом языке.

Соответственно, видеокурсы тоже дифференцированы по целям и задачам обучения: одни из них в большей мере направлены на формирование собственно речевых умений и навыков (видеокурс по фильму “Служебный роман” (Н.Ю. Бойко, И.Л. Кузнецова), видеокурс на основе мультфильмов “Каникулы в Простоквашино”, “Трое из Простоквашино” (А.Ю. Мулявкина, Е.В. Колодяжная); видеокурс на основе учебного видеофильма “Чашки” (упражнения и задания - Н.Ю. Бойко, Н.Н. Скидан) и т.п.); другие - на приобщение инофонов к ядерным компонентам русской языковой картины мира, на знакомство с основными историко-культурными русскими реалиями (страноведческий курс по учебным видеофильмам “Семь прогулок по Москве”, “Прогулки по Петербургу”, “Соперники Москвы” (Н.Н. Скидан, О.Н. Кравченко)).

В отдаленных от традиционных историко-культурных центров регионах России особую актуальность получает работа с теми историко-культурными реалиями, знакомство с которыми для формирования полноценной социокультурной компетенции инофонов представляется первостепенным по степени важности, но затруднительным в силу своей опосредованности. Находясь в условиях языковой среды, стажеры все-таки вынуждены усваивать основные историко-культурные реалии опосредованно: через рассказы преподавателя или текст, иллюстрируемый фотографиями или видеорядом. Безусловно, большую помощь при этом оказывают учебные видеофильмы страноведческой тематики, подготовленные издательством “Златоуст” - “Семь прогулок по Москве”, “Прогулки по Петербургу”, “Соперники Москвы”.

Как показал опыт работы со спецкурсом страноведческой тематики по указанным учебным видеофильмам, у стажеров из АТР большой интерес вызывают виртуальные экскурсии по залам известнейших русских музеев. Параллельно с усвоением культурно значимой лексики происходит познание специфики русской культуры, столь отличной от культуры их родных стран. Студентов поражает богатое убранство внутренних залов дворцов, изобилие предметов искусства ... Познавательная активность стажеров бывает столь высока, что нередко после прохождения курса они отправляются в самостоятельное - уже реальное - путешествие в Москву и Санкт-Петербург. Удостоверившись на практике в том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, стажеры возвращаются с творческим отчетом о поездке, сопровождающимся эмоциональным комментарием на русском языке.

Таким образом, познавательная активность в освоении русской историко-культурной специфики не только способствует формированию социокультурной компетенции обучаемых, но и повышает в целом их общую мотивацию к изучению русского языка как иностранного.

Хостинг от uCoz