Русский язык как язык виртуальной коммуникации в глобальной сети Интернет
(к вопросу об отражении регионального компонента в УМК по обучению РКИ)

Н. Н. Скидан, Н. В. Фролова

Русская школа при МД ДВГУ, г. Владивосток

В Русской школе при МД ДВГУ более 10 лет в условиях курсового обучения проходят стажировку по РКИ студенты различных уровней владения русским языком. В последнее время одной из актуальных проблем является учебно-методическое обеспечение продвинутого этапа обучения РКИ.

Проект “TOCHKA_RU” (“точка_ру”) по мысли авторов должен стать прикладным учебно-методическим комплексом в рамках отражения регионального компонента в УМК и тестах по РКИ как одного из основных направлений научной работы Русской школы МД ДВГУ. В понятие “региональный” авторами вкладывается широкое понимание региона как страны, а не отдельно взятой территории (субъекта РФ).

Создание подобного проекта продиктовано рядом объективных причин, одна из которых - необходимость расширения УМК для стажёров продвинутого этапа изучения русского языка, а также использования в обучении РКИ современных компьютерных технологий и Интернета.

Стажёры продвинутого уровня владения языком обладают достаточным объёмом информации о языке и стране изучаемого языка. Поэтому познавательный интерес студентов в изучении языка снижается. Авторы предлагают один из возможных путей активизации познавательной деятельности посредством глобальной информационной сети Интернет. Этот путь рассматривается авторами, с одной стороны, как интересное обучение, дающее стажёрам возможность почувствовать себя максимально комфортно среди носителей языка как в реальном, так и в виртуальном мире; с другой стороны, способствует повышению коммуникативной значимости уже имеющегося в активном и пассивном запасе стажёра языкового материала.

Таким образом, основной целью данного проекта является активизация имеющихся знаний стажёров о языке и расширение возможностей общения в виртуальном пространстве.

Обучение виртуальному общению раскрывается в следующих задачах: развить навык использования русскоязычного операционного аппарата и обучить устойчивым формулам общения и правилам речевого поведения в русской Интернет-сети; научить распознавать современный русский литературный язык и язык виртуальной коммуникации (общение в чатах, форумах и режиме On-line).

Проект представляет собой Интернет-сайт, включающий в себя следующие блоки: 1. Обучающий (ориентация в русскоязычном Интернете); 2. Коммуникативный (чат, форум, on-line, обратная связь). Проект может быть дополнен блоком дистанционного обучения: спецкурсы лингвострановедческого содержания, разработанные преподавателями Русского колледжа при Международном департаменте ДВГУ.

По завершении обучающего блока стажёр приобретает необходимый объём знаний и языкового материала для свободного доступа и общения в русскоязычной версии Интеренета.

Авторы рекомендуют использовать данный проект и обучающую программу также для работы в группах высокого среднего уровня (с элементами адаптации языкового материала для данного уровня владения языком).

Хостинг от uCoz