Проблемы изучения слов-гибридов в курсе дисциплин специализации (на материале лексикализованных предложно-падежных словоформ)

Г. Н. Сергеева, ДВГУ, г. Владивосток

На кафедре современного русского языка Дальневосточного государственного университета сложилась традиция изучения служебных слов – в соответствии с комплексной темой научно-исследовательской работы кафедры “Служебные слова в современном русском языке”. Органичной частью этой темы является и тематика нашего спецкурса и спецсеминароов – лексикализованные предложно-падежные словоформы (далее – ЛППСФ) как структурная разновидность эквивалентов слова (напр.: с радостью, в ужасе; человек со стороны; в диковинку; не до шутоток; без сомнения; в итоге; по преимуществу и др.). Внутри этих словоформ наблюдается функционально-семантическая соотносительность их с разными лексико-грамматическими разрядами: наречиями (адвербиальные словоформы); прилагательными или глаголами (атрибутивно-предикативное употребление словоформ); словами категории состояния; модальными словами; служебными словами.

В силу морфологической неизменяемости ЛППСФ и присутствия в значении многих из них релятивного компонента наблюдается размытость границ между отдельными структурно-семантическими классами этих слов, вовлечение их в круг служебных и, как следствие, наличие синкретичных образований: наречия – служебные слова; модальные слова – служебные слова; наречия – модальные слова – служебные слова.

В соответствии со сложностью и многоаспектностью самого объекта изучения, его ступенчатым характером (ЛППСФ – ЛППСФ в служебной функции – слова-гибриды) представляется целесообразным изучение этих явлений в течение нескольких лет: обычно спецсеминар начинается на 2 курсе и заканчивается на 5, завершаясь дипломной работой.

При изучении ЛППСФ перекрещиваются различные уровни лингвистического исследования: лексико-семантический, словообразовательный, синтаксический, прагматический, коммуникативный, текстовый, стилистический, орфографический. Поэтому результатом изучения ЛППСФ должно стать многоаспектное их описание, которое может иметь выход в лексикографическое представление этих единиц.

Спецкурс и спецсеминары связаны, таким образом, со всеми разделами курса “Современный русский язык” – лексикологией и фразеологией, лексикографией, словообразованием, морфологией, синтаксисом, стилистикой, но прежде всего они расширяют и углубляют знания студентов в области синтаксиса: в дисциплинах специализации рассматриваются вопросы теории синтаксиса, не нашедшие отражения в вузовской программе по современному русскому языку, например вопрос об одном из уровней синтаксиса – синтаксисе формы слова.

Проблематика изучения ЛППСФ обширна: проблема отдельности слова (отношение ЛППСФ к слову и фразеологизму); проблема категории падежа и участия предлогов в формировании ЛППСФ; взаимоотношение парадигматического и синтагматического аспектов при анализе ЛППСФ; ЛППСФ в аспекте функционально-семантической соотносительности с лексико-грамматическими разрядами слов (частями речи); ЛППСФ и явления переходности в области частей речи (слова-гибриды); отношение ЛППСФ к служебной лексике; ЛППСФ и полифункциональность; отношение ЛППСФ к грамматической омонимии; проблема многопараметрового описания лексической единицы; трудности лексикографирования ЛППСФ и др.

В спецсеминарах преследуется цель поэтапного изучения ЛППСФ: 2 курс – общие сведения о ЛППСФ (основные понятия, введение в проблему) или: переходные явления в области частей речи и ЛППСФ; 3 курс – слова-гибриды в современном русском языке: семантика и функционирование или: ЛППСФ в служебной функции; 4 курс – лексикографическое представление ЛППСФ в служебной функции; 5 курс – методика работы над дипломным сочинением; одним из этапов этого курса являются сообщения студентов по темам дипломных работ.

Параллельно на 3 курсе читается спецкурс “ЛППСФ в служебной функции”. В нём освещается функционирование одной из структурных разновидностей неуправляемых синтаксических форм, которые характеризуются различной степенью расчленённости сочетания – предлога и имени (лексикализованных словоформ), даётся их типология; особое внимание обращается на расширение синтаксических функций данных форм, так как эта тенденция связана с активными процессами современного синтаксиса. Большое место отводится изучению явлений переходности в морфологии и синтаксисе – в связи с рассмотрением вопроса о категориальном статуса ЛППСФ, выявлением их места в системе словоформ, изучение их типов, в частности словоформ в служебной функции.

Курсовые работы (2-4 курсы) обычно посвящены анализу одного из аспектов ЛППСФ. В качестве дипломного сочинения предлагается комплексное, многоаспектное описание ЛППСФ, лексикографическое представление ЛППСФ разной категориальной принадлежности (служебное слово союзного типа: в итоге, в результате; служебное слово, тяготеющее к частице: без малого; модально-служебное слово: в общем; служебное слово, не имеющее определённой категориальной принадлежности: в целом, в основном, во многом) в двух версиях – компьютерной и текстовой.

Хостинг от uCoz