Об опыте преподавания медицинской информатики

Трухачева Н. В.

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул

Радикальные преобразования, происходящие в науке и производстве, ставят задачу разработки новой стратегии в подготовке специалистов-профессионалов. Врачевание - это не столько даже профессия, сколько определенный образ жизни. Поэтому хороший врач не останавливается в своем профессиональном развитии после окончания вуза, понимая, диплом - это не венец его учебы в вузе, а только основа для последующей ориентации в медицинской науке и практике. Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь - это должно стать убеждением каждого выпускника медицинского вуза. Помочь сформировать такое убеждение в состоянии политика информатизации высшего образования. Кроме того, в период сложного экономического положения России информатизация позволит решить проблему большей гуманизации образования. Благодаря доступу через современную систему коммуникаций к мировому духовному и интеллектуальному наследию у молодых специалистов будут формироваться соответствующие духовные запросы, развиваться потребности в саморазвитии и самоактуализации, в раскрытии личностного потенциала. Личностно-ориентированное обучение базируется на признании за каждым студентом права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Компьютерные технологии в процесс обучения позволяют проявить такую избирательность к предметному материалу, его виду, форме. Благодаря тому, что компьютер является мощным инструментом познания, у студентов формируется более полное и объективное представление об устройстве мира.

Разумеется, что здесь есть опасность того, что используя современные средства доступа к большому объему информации, студент будет стремиться к простому накоплению фактов, не анализируя и не сопоставляя их. Однако эта дидактическая проблема может быть решена разными способами - изменением мотивационной сферы обучаемых, деятельностным подходом в обучении и т. д. Исходить тут необходимо из известного утверждения, что хорошо устроенный ум лучше, чем ум хорошо наполненный.

Опыт преподавания информатики в медицинском вузе позволяет сделать выводы о том, что с ее помощью можно добиться успехов в развитии творческих способностей, повышении профессионального интереса, гибкости и критичности мышления. Эти свойства становятся актуальными в деятельности современного врача, поскольку большие потоки информации, изменяя представление о мире, обязывают повышать ответственность медицины перед обществом. В связи с этим на Западе возникла идеология “доказательной медицины” (Evidence based medicine). Она становится определяющей в медицинской политике Великобритании, Канады и других стран. ЕВМ прежде всего воспитывает строгость оценки опубликованного научного исследования, учит критически и доказательно мыслить. Критерий “признанный всеми метод” при таком подходе не является строго научным и требует убедительных доказательств.

Важно отметить, что за многолетний срок преподавания информатики в медицинском вузе подходы к ее преподаванию претерпевали определенные изменения. Если на первом этапе, откликаясь на требование того времени о всеобщей компьютерной грамотности, на кафедре, как и в большинстве вузов, изучались алгоритмы и способы программирования, то спустя совсем короткое время коллектив нашей кафедры пришел к заключению перейти к формированию у студентов навыков пользователей, отказавшись от изучения программирования. Это особенно важно в условиях вузов нетехнического профиля.

В настоящее время нам видится необходимость еще одного изменения в подходе к обучению информатике. Это изменение в программе должно быть решено в пользу изучения собственно информационных технологий, способов хранения, переработки информации, путем сокращения той части программы, которая касается технических средств информатики. Существующая здесь проблема гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, поскольку до сих пор окончательно не решен вопрос с определением предмета изучения информатики.

Еще одно важное изменение в подходе к обучению информатике должно быть направлено на то, чтобы информатика становясь самостоятельной метанаукой, стала как можно чаще обслуживать другие науки, пронизывая и обогащая их, как это делает математика. У нас же часто наблюдается использование компьютерной техники для тестирования студентов, а в лучшем случае для редактирования текстов.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что возможности информатики и вычислительной техники шире и богаче тех, которые в настоящее время применяются в учебном процессе и необходимо их использовать как можно шире и разнообразнее.

Хостинг от uCoz