Создание единой образовательной среды (УМПК Колледж - Вуз)

Емельянов А. И., Абдулаев С. А.

Нижневартовский государственный социально-гуманитарный колледж, г. Нижневартовск

В настоящее время очень актуальной проблемой является информатизация образования. Как известно, наиболее результативным подходом к решению этой проблемы является комплексный подход, представляющий собой создание единой образовательной среды, то есть среды, которая обеспечивает или удовлетворяет следующим позициям: целостность, учет всех сторон образовательного процесса и влияние на его становление всех служб учебного заведения, как психологов, так и педагогов и разработчиков образовательных систем. В России известны лишь единичные случаи создания таких систем, которые продолжают работу в качестве экспериментальных площадок. Такое малое число разработок объясняется наличием малого числа квалифицированных разработчиков, задействованных в данной области.

Составляющие единой образовательной среды образуют следующую структуру:

52.gif (6162 bytes)

В свою очередь каждая составляющяя включает в себя ряд компонентов.

Педагогика и психология должны переориентировать подход предоставления учебного материала, соотношение составляющих учебных дисциплин, уделив дополнительное внимание средствам информатизации, мультимедийным технологиям, работе с объемными и высокопроизводительными справочными системами.

Обучающие стредства образуют такие компоненты как систему принятия документов у абитуриентов, систему формирования приказов, систему формирования учебных планов, систему формирования расписания, систему учета успеваемости студентов, библиотеку учебных материалов, контролирующие подсистемы.

Такие системы как учет средств вычислительной техники, бухгалтерия, отдел кадров, автоматизация хозяйственной части относятся к средствам обеспечения поддержки выполнения учебного процесса, занимая отдельную нишу в этой классификации.

Средства обеспечения поддержки выполнения учебного процесса также состоят из аппаратной базы, сетевого оборудования, системы обеспечения безопастности.

Каждая составляющая единой образовательной среды должна соответствовать ряду критериев, обеспечивающих комплексность различных составляющих среды автоматизации процесса образования, расширяемость подсистем, кроссплатформенность и гибкость архитектуры среды реализации и сред хранения данных. Для этого необходимо установить стандарты связи, моделей данных, протоколы обмена информацией. В качестве протоколов обмена информацией могут применятся TCP/IP, IIOP протоколы, LDAP – каталог в качестве средства посроения единного адресного пространства. Также для повышения устойчивости, непротеречивости и безопасности установить ряд требований к каждому компоненту составляющих единой образовательной среды. Здесь необходимо применение протоколов безопастности Secure Socket Layer, компонентная модель постороения приложений с CORBA-технологией, EJB и J2EE.

Для более полной отдачи необходимо, чтобы результаты обработки в каждой из составляющих единой образовательной среды была сразу доступна для другой. К примеру, в отделе кадров заполняют документы на нового преподавателя. Данные из документов заносятся в LDAP каталог, и при соответствующих настройках серверного программного обеспечения они могут быть использованы для формирования индификационных данных для доступа сотрудника и к ресурсам учебного заведения. Администратору только требуется проверить данные на нового сотрудники и подтвердить активизацию учетной записи сотрудники с системах доступа сотрудника. При изменении статуса сотрудника, ухода с места работы, изменении должности, уходе в отпуск, индефикационные данные в LDAP каталоге также изменяются и админстратор получает уведомление о необходимости исправления данных о сотруднике, которые он может подтвердить или отменить. Если этот подход использовать для учета данных о студентах, выгода такого подхода будет огромной.

Таким образом мы имеем общий подход к построению единой образовательной среды.

Хостинг от uCoz